Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Конституционный кризис в 1991 1993 годы. РФ и страны - участницы Содружества Независимых Государств

Распад СССР поставил перед РФ несколько глобальных задач:

– создание новой системы управления;

– выведение из кризиса уцелевших структур власти;

– прекращение процесса «суверенизации» субъектов РФ.

Становление новой российской государственности оказалось делом весьма сложным. Если кратко охарактеризовать развитие страны после развала СССР, то оно выглядело так: постсоветская Россия оказалась ввергнутой в глубокий, всеохватывающий кризис – политический, экономический и социально-культурный. Пришедшие к власти в России правые радикалы во главе с Ельциным Б.Н. выдвинули программу либеральных экономических реформ, воспринятую обществом как модель «шоковой терапии». Эта модель была опробована в 1992-1993 годах. Радикально-либеральная модернизация экономики сопровождалась политическими коллизиями.

В 1990-1993 годах в Российской Федерации продолжала действовать Конституция РСФСР 1978 года. Правда, за это время она претерпела существенные изменения. Но не потому, что в нее внесено много поправок – их было около 300. Но, во-первых, 150 лишь меняли название РСФСР на РФ, исключали упоминание о Союзе ССР, фиксировали изменения наименований субъектов Федерации. Во-вторых, сотня поправок – включение в Конституцию положений Федеративного договора и Декларации прав человека и гражданина, 20 – по поводу реализации принципа разделения властей. Поправок, касающихся полномочий высших органов государственной власти, не наберется и десятка. Часть из них затрагивала полномочия исполнительной власти, часть – органов законодательных. Одна уточняла полномочия Конституционного Суда.

После всех этих изменений в ней были закреплены такие основы конституционного строя, как народовластие разделение властей, верховенство права и закона, уважение прав человека. Верховный Совет стал постоянно действующим законодательным органом. Таким образом, несмотря на то, что действующая Конституция РФ не во всем соответствовала современным требованиям, она содержала серьезные гарантии проводимых преобразований. Кризисное же состояние конституционной законности вызвано было не столько несовершенством самой Конституции, сколько игнорированием ее положений государственной властью и ее представителями разных ветвей.

С весны 1992 г. Верховный Совет принимает ряд законов, регла­ментирующих деятельность и структуру местных органов власти. В марте принимается Закон о краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации, в июне – законы «О местном самоуправлении в РСФСР» и «О дополнительных пол­номочиях местных советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям»; в июле – «Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в РФ» и «О закрытом административно-территориальном образова­нии». В июле и ноябре 1992 г. вносятся изменения в Закон о выборах народ­ных депутатов местных советов.


С начала 1992 года в верхних эшелонах власти развивается очередной конфликт. Парламент хотел лишить исполнительную власть особых полномочий, президент – избавиться от опеки представительной власти. И тогда все вспомнили о Конституции, при помощи которой можно перераспределить власть в свою пользу. Созданная по обоюдному согласию всех политических сил конституционная комиссия разрабатывает теоретическую концепцию парламентской республики, но президенту нужна была Конституция, решающая практические политические задачи. Поэтому уже зимой 1992 года в недрах президентского аппарата создается группа, которая должна была написать проект Конституции, отвечавшей требованиям президента. Когда эта работа была близка к завершению, президент подверг резкой критике проект, составленный конституционной комиссией. Верховный Совет РФ не остался в стороне от борьбы. Если президентом был предложен проект, в котором государственное устройство России представляло собой нечто среднее между президентской республикой и монархией, то парламент выработал альтернативный вариант, смысл которого сводился к лозунгу «Вся власть - Советам».

Реорганизация системы высших органов власти и управления начинается с внесения изменений во внутренний порядок их работы. В феврале и июне 1992 г. вносится ряд изменений в регламент Вер­ховного Совета РСФСР. В апреле 1992 г. ряд изменений и дополнений был внесен в текст Конституции РСФСР. В октябре 1992 г. был принят Закон «О защите конституционных органов власти в Российской Федера­ции», в ноябре 1992 г. – внесены изменения в Закон «О выборах народных депутатов РСФСР». В декабре 1992 г. принимается Закон «О Совете Мини­стров – Правительстве Российской Федерации».

В феврале 1993 г. был издан Указ Президента Российской Феде­рации о статусе представителей Президента в краях, областях, авто­номных областях и округах, Москве и Санкт-Петербурге. Принима­ются положения о Президентском Совете, о Совете глав администра­ций при Президенте Российской Федерации, об Администрации Президента, уточняется структура Государственно-правового уп­равления Президента.

Столкновение разных ветвей власти создало кризисную ситуацию в стране. 20 марта 1993 г. Президент издал Указ «О деятельности исполнительных органов до преодоления кризиса власти». Происхо­дит обострение межнациональных отношений в ряде регионов стра­ны: вводится чрезвычайное положение в части Северо-Осетинской и части Ингушской республик.

С целью урегулирования межнациональных противоречий и про­ведения устойчивой национальной политики в апреле создается Гос­комитет по делам Федерации и национальностей.

Обострение политической борьбы вызвало необходимость при­нятия Указа «О мерах по предотвращению вмешательства полити­ческих партий и их структур в деятельность государственных орга­нов, предприятий, учреждений и иных организаций».

Эта конфронтация достигла такого критического уровня, Конституционный Суд вынужден был принять участие в разрешении этого конфликта. Так, после выступления президента по телевидению 20 марта 1993 года с Обращением к гражданам России, в котором объявлялось о введении особого порядка управления до преодоления кризиса власти. Конституционный Суд вынужден был заявить о несоответствии его многим статьям Конституции.

В мае 1993 г. был принят Указ, регламентирующий порядок проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования. В июле 1993 г. – Положение о борьбе с преступностью и коррупцией, в сентябре были приняты Дополнительные меры по укреплению пра­вопорядка в Российской Федерации.

Острая борьба между законодательной и исполнительной властью, парализовавшая деятельность обеих ветвей и государство в целом, продолжалась все лето.

В начале июня 1993 г. президентским указом устанавливается порядок работы Конституционного совещания. В сентябре 1993 г. прини­мается Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», Положение о федеральных органах власти на переход­ный период и Положение о выборах депутатов Государственной Думы.

В сентябре же издаются указы «О досрочных выборах Президен­та Российской Федерации», «О формировании Центральной избира­тельной комиссии по выборам в Государственную Думу Федераль­ного Собрания Российской Федерации». Выборы народных депута­тов были назначены на 26 сентября и 3 октября.

Осенью 1993 года конституционный процесс окончательно зашел в тупик и был решен силовым методом. Российский президент первым нанес удар по политическому противнику. Он объявил 21 сентября о прекращении полномочий съезда народных депутатов и Верховного Совета. Тогда же вступил в силу Указ № 1400 (О поэтапной конституционной реформе). Он фактически вводил в стране президентское правление и означал радикальную ломку существующего государственного и конституционного строя. За ним последовало резкое обострение политической обстановки в стране, закончившееся устранением законодательной власти.

Ликвидация советской системы приняла в центре крайние формы (события 3 – 4 октября 1993 г.), на местах этот процесс протекал спокойнее. Уже в конце сентября 1993 г. был издан Указ «Об ответствен­ности лиц, противодействующих проведению поэтапной конститу­ционной реформы» и постановление правительства «О мерах по усилению охраны общественного порядка». 4 октября 1993 г. Москва объ­является в состоянии чрезвычайного положения со всеми вытекаю­щими правовыми последствиями.

Преобладание в октябре 1993 года политической целесообразности над законом было для России гражданской трагедией, но прекращение конфликта двух ветвей власти, объективно, независимо от того, кто выиграл, кто проиграл это противоборство, создало предпосылки для стабилизации ситуации. Причины конфликта: углубившиеся разногласия по вопросу о социально-экономическом и политическом курсе России (среди законодателей в качестве ведущей силы утвердились сторонники регулируемой экономики и национально-государственного направления, а защитники радикальных рыночных реформ оказались в явном меньшинстве); отсутствие опыта взаимодействия между ветвями власти в рамках системы разделения властей, которой Россия практически не знала.

Формирование новых органов власти начинается с октября 1993 г. В самом начале месяца принимается Положение о выборах депутатов Государственной Думы. Здание «Белого дома» 5 октября передается под резиденцию правительства. Одновременно издается Указ «О мерах по ликвидации последствий попытки вооруженного государственного переворота». Через два дня - Указ «О расследо­вании вооруженного мятежа в г. Москве».

7 октября 1993 г. был издан Указ Президента «О Конституционном Суде Российской Федерации». 11 октября 1993 г. – Указ о выборах в Совет Фе­дерации Федерального Собрания Российской Федерации. 15 октяб­ря 1993 г. принимается Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции. Тогда же создается Министерство безопасности Рос­сийской Федерации. Для завершения работы над проектом новой Конституции было сформировано Конституционное совещание, со­стоящее из Государственной и Общественной палат. В конце октяб­ря 1993 г. проводится ряд мер по реорганизации Совета безопасности Рос­сийской Федерации. При Президенте учреждается Комиссия зако­нодательных предположений.

Указом Президента в декаб­ре 1993 г. производится преобразование и реорганизация Совета Министров, структура и деятельность которого сообразуется с положениями Конституции Российской Федерации. Совет Министров преобразуется в Правительство Российской Федерации.

В январе 1994 г. оформляется типовая структура федеральных органов испол­нительной власти: министерства, комитеты, службы, управления, агентства и проч. Защита свободы информации потребовала созда­ния общей Судебной палаты по информационным спорам при Пре­зиденте Российской Федерации. При Президенте образуется также Общественная палата для политических, правовых и социально-эко­номических консультаций, а в августе 1994 г. – управления по взаи­модействию с политическими партиями, общественными объедине­ниями, фракциями и депутатами палат Федерального Собрания. В июне указом были определены меры по реализации Договора об общественном согласии, акта, призванного обеспечить социальный мир в обществе, находящемся в состоянии кризиса. На преодоление кризиса власти был направлен Указ 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» – акт, принятый в годовщину октябрьских событий в Москве.

Весной – летом 1994 г. вносится ряд изменений в Регламент Государственной Думы. Сама Дума в течение года принимала боль­шое число постановлений, вносящих изменения в ранее принятые правовые акты или формирующих новые правовые институты, нормы и отрасли (в УК, ГК, ГПК, УПК, КЗоТ и др.).

Формирование нового управленческого аппарата потребовало принятия специального Указа, регламентирующего порядок органи­зации и систему государственной службы в России. Создается (в июне 1993 г.) Совет по кадровой политике при Президенте. В июле 1993 г. принимается Положение о проведении аттестации руководителей и специалистов структурных подразделений центральных органов фе­деральной исполнительной власти и Положение о проведении кон­курса при приеме на эти должности. Для всех работников бюджетной сферы в августе 1993 г. была введена единая тарифная сетка по оплате труда. В ноябре 1993 г. создается Управление делами Президента Россий­ской Федерации, в декабре 1993 г. принимается единое Положение о феде­ральной государственной службе.

После октябрьских событий 1993 г. в Москве принимается Указ Президента «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации». 22 октября принимается Положение об основных началах организации и дея­тельности органов государственной власти в субъектах Федерации (краях, областях, городах, автономных областях и округах). Прини­маются положения о выборах в Московскую городскую Думу и в Московскую областную Думу.

В условиях советской власти происходили по существу безальтернативные выборы, тем не менее, активность избирателей была очень высокой. В условиях демократизации России выборы стали более честными и альтернативными. Но катастрофически стал падать общественный интерес к этим демократическим процедурам. Чем объяснить неявку избирателей на выборы?

В конце октября 1993 г. принимаются указы о реформе местного самоуправления и о выборах в органы местного самоуправления. На их основе издаются положения. Советы заменя­ются собраниями представителей, думами, муниципальными коми­тетами. Возникают институты глав администрации, мэров, старост и т.п. Тогда же принимаются Основные положения о выборах в органы местного самоуправления. В марте 1994 г. создается специ­альное Управление Администрации Президента по работе с терри­ториями – делается новая попытка усилить контроль центра за местами. Одновременно был издан Указ «О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления».

В июле 1994 г. принимается Положение о Комиссии по подготовке до­говоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами госу­дарственной власти субъектов Федерации, делалась очередная по­пытка разграничить сферы влияния центра и мест.

Конституционный кризис 1992-1993

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

(Перенаправлено с Конституционный кризис)

Перейти к: навигация, поиск

Политический кризис в Российской Федерации 1992-1993 годов - противостояние между двумя политическими силами: с одной стороны - Президент России Б. Н. Ельцин, и контролируемая им исполнительная ветвь власти, сторонники Ельцина, с другой стороны - руководство и большая часть депутатского Верховного Совета и Съезда народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, а также вице-президент России А. В. Руцкой и некоторые другие представители исполнительной власти. Кульминацией конституционного кризиса стало вооруженное кровопролитное столкновение 3-4 октября 1993 в центре Москвы.

1 Предпосылки противостояния

2 Хронология политического кризиса

2.1 Отставка Правительства Гайдара, выступление Ельцина и назначение Черномырдина

2.2 Попытка импичмента, апрельский референдум и конституционное совещание

2.3 Разгон Верховного Совета

2.4 Поэтапная конституционная реформа

4 Литература

5 См. также

Предпосылки противостояния

Противостояние мотивировалось различиями в представлениях сторон конфликта о реформировании конституционного устройства, о новой Конституции, а также о путях социально-экономического развития России. Президент выступал за скорейшее принятие новой Конституции, усиление президентской власти и либеральные экономические реформы, Верховный Совет и Съезд - за сохранение всей полноты власти у Съезда народных депутатов, и против излишней поспешности, необдуманности и злоупотреблений («шоковая терапия») при проведении радикальных экономических реформ. Сторонники Верховного Совета опирались на действовавшую Конституцию, согласно ст. 104 которой высшим органом государственной власти РФ являлся Съезд народных депутатов. По мнению же президента Ельцина, в том, что президент клялся соблюдать Конституцию, но при этом его права были Конституцией ограничены, заключалась «двусмысленность» Конституции:

Какая сила затянула нас в эту черную полосу? Прежде всего - конституционная двусмысленность. Клятва на Конституции, конституционный долг президента. И при этом его полная ограниченность в правах.

Хронология политического кризиса

Началом политического кризиса можно считать декабрь 1992 года, когда на VII Съезде народных депутатов РФ подспудный конфликт ветвей власти перешел в открытую фазу, а окончанием - декабрь 1993 года, когда была принята и вступила в силу новая Конституция РФ.

Отставка Правительства Гайдара, выступление Ельцина и назначение Черномырдина

1 декабря 1992 года - в Москве открылся шестой Съезд народных депутатов, на протяжение всей его работы депутаты и руководство Верховного Совета критиковали Правительство Е. Т. Гайдара

9 декабря 1992 года - Съезд народных депутатов не утвердил представленную Б. Н. Ельциным кандидатуру Е. Т. Гайдара на пост Председателя Правительства

10 декабря 1992 года - Президент Б. Н. Ельцин выступил на Съезде, подверг резкой критике его работу, предложил к обсуждению идею всероссийского референдума и попытался сорвать его заседание, уведя с заседания своих сторонников из числа депутатов

11 декабря 1992 года - по инициативе Председателя Конституционного Суда В. Д. Зорькина прошли переговоры Президента Б. Н. Ельцина и Председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова

12 декабря 1992 года - Съезд народных депутатов принял постановление о стабилизации конституционного строя, в котором наметил на 11 апреля 1993 года референдум по основным положениям Конституции

14 декабря 1992 года - по итогам многоступенчатного голосования Председателем Совета Министров - Правительства назначен В. С. Черномырдин

Попытка импичмента, апрельский референдум и конституционное совещание

12 марта 1993 года - Съезд народных депутатов отменил постановление «о стабилизации конституционного строя»

20 марта 1993 года - Президент Б. Н. Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу, в котором объявил о приостановке действия Конституции и введении «особого порядка управления», однако, как выяснилось лишь через несколько дней, реально подписан был совсем другой указ

23 марта 1993 года - Конституционный Суд Российской Федерации, еще не имея подписанного указа Президента, признал его действия, связанные с телеобращением, неконституционными, и усмотрел наличие оснований для отрешения от должности

28 марта 1993 года - Съезд народных депутатов отклонил проект постановления о назначении досрочных выборов Президента и народных депутатов и провел голосование по вопросу об отрешении Б. Н. Ельцина от должности Президента (одновременно проводилось голосование по вопросу об освобождении от должности председателя ВС Р. И. Хасбулатова). Попытка импичмента провалилась, т. к. к этому моменту появился настоящий текст указа, не содержащий грубых нарушений Конституции. За импичмент проголосовало 617 депутатов при необходимых 689 (т.е., 2/3 из 1033 зарегистрированных депутатов), против - 268.

29 марта 1993 года - после провала попытки импичмента Ельцину Съезд народных депутатов назначил на 25 апреля всероссийский референдум

21 апреля 1993 года - Конституционный Суд принял постановление по вопросу о порядке подсчета голосов на референдуме

Всероссийский референдум, он включал 4 вопроса:

Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину? (58,7 % за)

Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года? (53,0 % за)

Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации? (49,5 % за)

Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации? (67,2 % за)

В референдуме приняли участие 64,05 % избирателей. Согласно действовавшему законодательству, для принятия решения по двум последним вопросам, необходимо было набрать большинство голосов от общего числа избирателей. Противоречивые результаты референдума были истолкованы Ельциным и его окружением в свою пользу. Впрочем несмотря на юридическую неопределённость по третьему и четвёртому вопросам, победа Ельцинской команды в борьбе за умы граждан прямо следовала из результатов голосования.

1 мая 1993 года - в Москве состоялась демонстрация противников Президента, разогнанная ОМОНом. Были жертвы, в т.ч. один ОМОН"овец (Владимир Толокнеев)

1 сентября 1993 года - Президент указом № 1328 временно отстранил от исполнения обязанностей вице-президента А. В. Руцкого, который в последнее время неоднократно выступал с жесткой критикой Президента и Правительства, «в связи с проводимым расследованием, а также в связи с отсутствием поручений вице-президенту». Действовавшая Конституция и законодательство нормы о возможности отстранении вице-президента президентом не содержали. Обвинения в коррупции позже не подтвердились (подпись Руцкого на компрометирующих его документах оказалась поддельной).

3 сентября - ВС принял решение направить в Конституционный Суд ходатайство с просьбой проверить соответствие Основному Закону положений указа президента РФ от 1 сентября в части, касающейся временного отстранения от исполнения обязанностей вице-президента А. Руцкого. По мнению парламентариев, издав этот указ, Борис Ельцин вторгся в сферу полномочий судебных органов государственной власти. До разрешения дела в Конституционном Суде действие указа приостанавливается.

Разгон Верховного Совета

Основная статья: Разгон Верховного Совета РФ (1993)

21 сентября 1993 года - Президент подписал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», предписывавший Верховному Совету Российской Федерации и Съезду народных депутатов прекратить свою деятельность, вводилась в действие временная система органов власти, на 11-12 декабря назначены выборы в Государственную Думу

21-22 сентября 1993 года - Конституционный Суд Российской Федерации выносит заключение о неконституционности действий Президента, Верховный Совет принимает решение о прекращении полномочий Президента Ельцина и переходе их, согласно Конституции, к вице-президенту А. В. Руцкому, объявляет созыв X (Чрезвычайного) Съезда народных депутатов. К Белому дому стягиваются сторонники Верховного Совета и Съезда.

23 сентября 1993 года - Президент Б. Н. Ельцин объявляет о досрочных выборах Президента в июне 1994 года (позже это решение было отменено). Произошло нападение на штаб объединенных вооруженных сил СНГ, двое погибших. СМИ и сторонники президента обвиняют в происшествии депутатов Верховного Совета. Открывается X (Чрезвычайный) Съезд народных депутатов, который, с соблюдением всех законных процедур и при наличии необходимого кворума, утверждает постановления ВС о прекращении президентских полномочий Ельцина и переходе их к вице-президенту Руцкому, а действия Ельцина квалифицирует как попытку «государственного переворота».

30 сентября 1993 года - Президент формирует Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственную Думу и назначает ее председателем Н. Т. Рябова.

3-4 октября 1993 года - после захвата сторонниками Верховного Совета здания мэрии Москвы и столкновений у телецентра Останкино Президент вводит чрезвычайное положение в Москве, Белый Дом штурмуют с применением бронетехники, что приводит к многочисленным жертвам, руководство «Белого Дома» арестовано

Поэтапная конституционная реформа

5 октября - распущен Моссовет и райсоветы (несколько депутатов арестованы), снят с должности генпрокурор В. Степанков, на его место назначен А. И. Казанник, сняты с должностей главы администраций, высказывавшиеся против указа № 1400

7 октября 1993 года - Президент принимает указ «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы», которым фактически принимает на себя полномочия законодателя. Председатель Конституционного суда В. Зорькин под угрозой уголовного преследования по обвинению «в правовом обеспечении конституционного переворота» вынужден уйти в отставку (сохранив полномочия судьи).. Судьи, под давлением окружения президента, вынуждены сложить с себя полномочия по рассмотрению нормативных актов представителей власти и международных договоров. (В новую Конституцию было включено положение о полной замене судей КС, однако, в последний момент, по ошибке, это положение из опубликованного проекта выпало)

11 октября - Президент отказывается от идеи формирования Совета Федерации и назначает выборы в Совет Федерации

22 октября - Президент принимает указ об основных началах организации государственной власти в субъектах РФ

24 декабря - Президент подписал ряд указов, направленных на приведение законов Российской Федерации в соответствие с новой Конституцией

25 декабря 1993 года - Конституция Российской Федерации опубликована в «Российской газете» и вступила в силу на всей территории России

11 января 1994 года - в Москве начали работу Совет Федерации и Государственная Дума, избранные 12 декабря 1993 года

23 февраля 1994 года - Государственная Дума приняла постановление об «амнистии» участников октябрьских событий 1993 года (хотя суд так и не состоялся). Участники событий согласились на амнистию, хотя и не признали себя виновными. Все следственные действия по событиям сентября - октября были прекращены.

В начале 1993 г. предполагалось договориться о списке и со­держании вопросов, выносимых на референдум. Но VIII внеоче­редной съезд народных депутатов, проходивший 10-13 марта, от­менил решение о референдуме. В ответ 20 марта 1993 г. Ельцин в обращении к гражданам России заявил о введении в стране пре­зидентского правления вплоть до принятия новой конституции. Любые действия должностных лиц, направленные на отмену или приостановление действия указов президента, объявлялись неза­конными. Однако это заявление вызвало сплочение всех оппози­ционных сил. Собравшийся ночью 22 марта Конституционный Суд признал действия президента не соответствующими сразу девяти статьям действовавшей конституции. Это позволило народным де­путатам, срочно собравшимся 26 марта на IX внеочередной съезд, назвать действия президента попыткой государственного перево­рота, что предусматривало, согласно Конституции, его отрешение от власти. Однако попытка отстранить Б. Н. Ельцина от власти закончилась неудачей - необходимое количество голосов собрать не удалось. Кризис власти завершился очередным компромиссом. Президент отказался от своего обращения, а съезд принял реше­ние о проведении 25 апреля референдума. Ветви власти догово­рились о вынесении на референдум четырех вопросов: «Доверяете ли Вы президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину»; «Одоб-Ряете ли Вы социальную политику, осуществляемую президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 г.»; «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных вы-


боров президента Российской Федерации»; «Считаете ли Вы необ­ходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ».

На Всероссийском референдуме 25 апреля 1993 г. большинство граждан (58%) поддержало президента и его политику и высказа­лось против досрочных перевыборов как президента, так и Вер­ховного Совета. Ельцин расценил итоги референдума как свою победу и приступил к активной подготовке конституционной ре­формы.

29 апреля 1993 г. на совещании руководителей республик в со­ставе Российской Федерации, глав администраций краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга Б.Н.Ельцин впервые огласил идею Конституционного совещания как органа по выработке текста нового Основного закона страны. Будучи председателем Конституционной комиссии, созданной Вер­ховным Советом еще в 1990 г., президент России не пожелал опе­реться на нее. Во-первых, Конституционная комиссия подготовила проект конституции парламентской республики, что не устраивало Б.Н.Ельцина, а во-вторых, к тому моменту имели хождение уже несколько проектов новой конституции, и, следовательно, стояла задача их согласования, что было явно не под силу Конституцион­ной комиссии в силу ее оппозиционности. К тому же президент на­меревался вовлечь в подготовку новой конституции широкие слои российской элиты: представителей федеральных органов власти, законодательной и исполнительной власти субъектов федерации, местного самоуправления, политических партий и движений, биз­неса, профсоюзов, религиозных конфессий, Академии наук. В рабо­те Конституционного совещания могли участвовать представители Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда и Генеральной Прокуратуры.



Конституционное совещание было торжественно открыто в Кремле 5 июня 1993 г. Работа велась раздельно по палатам, а потом результаты их деятельности анализировались рабочей Комиссией по доработке новой конституции. Для обсуждения был предложен вариант, который до этого был синтезирован из нескольких имев­шихся к этому моменту проектов. 12 июля проект конституции был одобрен всеми тремя палатами и направлен во все субъекты феде­рации для обсуждения. Параллельно в регионы Верховный Совет разослал свой проект, подготовленной Конституционной комисси­ей. В первых числах сентября представители Кремля и Верховно­го Совета безуспешно искали возможности согласования двух про-


ектов. Противостояние президента и Верховного Совета усилива­лось.

21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», объявивший о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, о ликви­дации всей системы Советов и проведении выборов в новый законо­дательный орган власти - Федеральное Собрание. Верховный Со­вет подлежал роспуску. Хасбулатов оценил действия Ельцина как государственный переворот. Около 24 часов 21 сентября в Белом доме на экстренную (7-ю) сессию собрался Верховный Совет с един­ственным вопросом в повестке дня- «О политической ситуации в Российской Федерации, сложившейся в результате государственно­го переворота». Одновременно Конституционный Суд признал указ президента № 1400 и его обращение к гражданам России не соот­ветствующими целому ряду статей действовавшей конституции, из чего сделал вывод о том, что эти документы служат основанием для отрешения Ельцина от должности.

Верховный Совет, руководствуясь статьей 121 (п. 6) Конститу­ции 1978 г., гласившей, что полномочия «президента Российской Федерации не могут быть использованы для изменения националь­но-государственного устройства Российской Федерации, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных ор­ганов государственной власти, в противном случае они прекраща­ются немедленно», принял постановление «О прекращении полно­мочий президента Российской Федерации Ельцина Б. Н.». Исполне­ние обязанностей президента было возложено на вице-президента А. Руцкого, который в час ночи 23 сентября принял присягу. Анти­конституционными признал действия Б. Н. Ельцина и Конституци­онный Суд. Политический кризис привел к вооруженному столк­новению (3-4 октября 1993 г.) сторонников Верховного Совета и президента.

Здание Белого дома, в котором укрылись оппозиционно настро­енные депутаты Верховного Совета, было блокировано. 2 октября на Смоленской площади в Москве произошло столкновение между милицией и сторонниками Верховного Совета, пытавшимися про­рваться сквозь кордоны к «Дому Советов». Пролилась кровь. На следующий день 3 октября 1993 г. толпа возбужденных сторонни­ков парламента прорвала милицейские заслоны, прошла от Ок­тябрьской площади до Белого дома и разблокировала его. В тот ж е день вооруженные отряды сторонников Верховного Совета за-


хватили здание мэрии и предприняли попытку взять штурмом те­лерадиокомплекс «Останкино». С обеих сторон появились первые жертвы.

Указом президента РФ с 16 часов 3 октября 1993 г. в Москве бы­ло введено чрезвычайное положение, а 4 октября в 6 часов 45 минут начался штурм Белого дома. В 9 часов 20 минут подошедшие танки открыли огонь по зданию. К 17 часам в результате осады и танко­вого обстрела Белый дом пал. Руководители обороны А. В. Руцкой, Р.И.Хасбулатов, В.Баранников, В. Ачалов, А.М.Макашов и дру­гие были арестованы и отправлены в следственный изолятор в Ле­фортово.

Точное число убитых (в связи с прекращением уголовного де­ла) неизвестно. По официальным данным, 3-4 октября 1993 г. по­гибли 145 человек. Оппозиционные газеты называли значительно большее число погибших -до 1500 человек. События 3-4 октяб­ря 1993 г. остаются предметом острых дискуссий политического и нравственного характера, в российском обществе.

Одержав победу, президент подписал указ о проведении выбо­ров в новый законодательный орган - Федеральное Собрание, со­стоящий их двух палат - Совета Федерации и Государственной Ду­мы. Согласно указу половина депутатов избиралась по территори­альным округам, половина -по спискам политических партий и объединений. Одновременно проводился референдум по новой кон­ституции.

7 октября 1993 г. указом президента были распущены Советы в Москве. 22 октября президент подписал указ «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Феде­рации». Этим указом объявлялись выборы в представительные ор­ганы власти в регионах в период с декабря 1993 по март 1994 г. 26 октября 1993 г. указом «О реформе местного самоуправления в Рос­сийской Федерации» деятельность местных советов прекращалась, их функции передавались главам местной администрации. Выборы же новых органов местного самоуправления предполагалось прове­сти с декабря 1993 по июнь 1994 г. Таким образом, в результате целого ряда указов, последовавших за подавлением сопротивления Верховного Совета, Советская власть, просуществовавшая 76 лет, была ликвидирована. Исполнительной власти оставалось только за­крепить достигнутые успехи принятием новой конституции и про­ведением выборов в новый парламент России.


конституции проголосовало 58,4% участвовавших в голосовании (32,3% общего числа избирателей страны). Новый Основной закон устанавливал в России смешанную (президентско-парламентскую) республику. Новым органом законодательной власти объявлялось двухпалатное Федеральное Собрание. Конституция существенно упрочила позиции президента. Одновременно с референдумом по принятию новой конституции проходили выборы в Государствен­ную Думу. По партийным спискам четверть голосов избирателей получила ЛДПР во главе с В.В.Жириновским, 15% голосов - «Выбор России» во главе с Е. Т. Гайдаром; значительное количество голосов получили представители КПРФ (лидер - Г.А.Зюганов). Вслед за выборами в Федеральное Собрание были проведены выбо­ры в местные законодательные собрания и Думы, созданные вместо распущенных Советов. Права Государственной Думы были значи­тельно урезаны по сравнению с полномочиями распущенного Вер­ховного Совета. Депутаты потеряли право контроля над деятель­ностью административных органов (право депутатского запроса).


ГОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра “Общественные науки”

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине “Социальная конфликтология”

На тему:
“Конституционный кризис 1993 года”


Дубинович А.

Рецензент: докт. полит. наук, профессор
Зеленков М. Ю._________________

Москва – 2012
План
Введение …………………………………………………………………….….… 2

Глава 1. Причины и предпосылки возникновения конституционного кризиса

1993 года …............................. .............................. .............................. .....................4

Глава 2. Последствия конституционного кризиса 1993 года …………….........9

Заключение…………………………………………………… ………………….14

Список использованной литературы….…………………………………….... ..16

Введение

Конфликт в сфере государственного управления РФ– конфликт, возникающий в системе социального взаимодействия субъектов и объектов управления. Конфликты в сфере государственного управления по своей природе представляют собой одну из самых многочисленных разновидностей социально-политических конфликтов, которые возникают из-за различий интересов, соперничества и борьбы всевозможных институтов и государственных структур по поводу перераспределения и реализации публичной власти.
В начале 90-х годов прошлого века, в условиях острых политических и социальных конфликтов Россия вынуждена была одновременно восстанавливать государственность, создавать новую рыночную экономику и защищать молодую российскую демократию. Важным фактором государственно-политического развития в России стало противостояние высших институтов государственной власти: исполнительной – в лице Президента РФ и правительства РФ и законодательной – в лице съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.
События 1992-1993 гг. стали последним этапом острого политического кризиса, содержание которого определялось кризисом конституционным. Практически вся история подготовки и принятия Конституции РФ 1993 года может быть представлена как борьба законодательной и исполнительной ветвей государственной власти. С полным основанием в этой связи можно считать, что именно осень 1993 года сформировала те основы, в пределах которых общество находится по сей день.
Данная курсовая работа затрагивает конфликт 1993 года, когда происходил конфликт между исполнительной и законодательной ветвями власти, вследствие Конституционного кризиса. Причина данного конфликта заключалась в нарушение баланса конституционных полномочий представительной и исполнительной ветвей власти. Политические действия 1993 года являются одними из самых актуальных проблем, которые нужно внимательно и объективно изучать, начиная с истоков и причин и заканчивая результатами и последствиями для нашей страны. Актуальность исследованию придает анализ этапов развития политического процесса, позволяющий выявить закономерности последующего развития российской политической системы.
Целью курсовой работы является рассмотрение конфликта в сфере государственного управления РФ на примере кризиса 90-х гг.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить причины возникновения конституционного кризиса 1992-1993 гг.;
- исследовать конфликт в целом;
- проанализировать последствия конституционного кризиса.
Объектом исследования – является конфликт 1993 года между исполнительной и законодательной властью в Белом Доме.
Предмет исследования – изучение причин конфликта между исполнительной и законодательной властью.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Причины и предпосылки возникновения конституционного кризиса 1993 года.

Противостояние было сильное, среди победителей 1991 года наметился довольно-таки асимметричный разлом: Б. Н. Ельцин с командой младореформаторов против Верховного Совета, да еще и ряд губернаторов с мятежниками - одним словом, ситуация не лучшая.
Противостояние мотивировалось различиями в представлениях сторон конфликта о реформировании конституционного устройства, о новой Конституции, а также о путях социально-экономического развития России. Президент выступал за скорейшее принятие новой Конституции, усиление президентской власти и либеральные экономические реформы, Верховный Совет и Съезд - за сохранение всей полноты власти у Съезда народных депутатов, и против излишней поспешности, необдуманности и злоупотреблений при проведении радикальных экономических реформ. Сторонники Верховного Совета опирались на действовавшую Конституцию, согласно ст. 104 которой высшим органом государственной власти РФ являлся Съезд народных депутатов. По мнению же президента Б. Н. Ельцина, в том, что президент клялся соблюдать Конституцию, но при этом его права были Конституцией ограничены, заключалась «двусмысленность» Конституции. 1
Основные участники конфликта: Борис Николаевич Ельцин, Руслан Хасбулатов и Александр Руцкой - пришли к власти в составе одной команды, возглавившей РСФСР в 1990 году и начавшей политические и экономические реформы в стране. За два года до событий октября 1993 года они были союзниками и выступали вместе против ГКЧП, отстаивая завоевания российской демократии, защищая Дом Советов России от возможной атаки со стороны войск, верных ГКЧП 19-21 августа 1991 года. По словам Руслана Хасбулатова, «я был против ареста своего коллеги, председателя Верховного Совета СССР Анатолия Лукьянова» что, по его мнению, сыграло роль в развале СССР. Хасбулатов указывает что «когда в 1993 году расстреливали Верховный Совет, в американском посольстве наливали шампанское». 2 И все равно о военном конфликте никто не думал. До него казалось не дойдет. Как обычно, собирались спросить народ и провести референдум, хотя смысла в такого рода действиях никакого нет. Вопрос стоял не о праве Б. Н. Ельцина на расстрел Белого дома, а о доверии ему.
Вечером 21 сентября 1993 года Борис Николаевич Ельцин в телеобращении к народу объявил о том, что он подписал указ № 1400, предписывающий прекратить деятельность Верховного Совета и Съезда народных депутатов, и назначить на 11-12 декабря выборы в новый создаваемый представительный орган власти, Федеральное собрание Российской Федерации. Конституционный Суд, признав Указ Президента РФ № 1400 незаконным, высказался за отрешение Президента от должности. Верховный Совет своим постановлением объявил о прекращении президентских полномочий Б. Н. Ельцина «в связи с грубейшим нарушением» Конституции, расценив этот шаг как государственный переворот, и о временном переходе полномочий к вице-президенту Руцкому.
Верховный Совет объявил о созыве 22 сентября X Съезда народных депутатов. X Съезд, с соблюдением всех процедурных правил и при наличии необходимого числа участников собрания, вынес постановление об отрешении Ельцина от должности, согласно статьям 6 и 10 закона «О Президенте РСФСР». Конфликт между президентом и верными ему силами охраны порядка и сторонниками Верховного Совета переросло в вооружённые столкновения. В связи с чем Ельцин объявил о введении чрезвычайного положения. Данная ситуация противоборств двух сторон по своей сути не могла закончиться благополучно и еще больше усугубила возникшую конфликтную ситуацию. Хасбулатов во всем клеймил Ельцина, крайне не лестно отзываясь о его интеллектуальных возможностях и уровне образования. Оба заговорщика напирали на легитимность своих указов, считая себя в этом конфликте с президентом демократической оппозицией, расстрелянной авторитарным диктатором. 3 Руцкой и Хасбулатов придерживались мнения, что в 1993 году в России была расстреляна демократия. В чем-то они и правы.
Однако демократию расстрелять-то и не могли, ведь ее и не было. Скорее расстреляли законность, подчинив, как всегда, правовой аспект революционной необходимости.
Поэтому можно однозначно считать, что пиком конфликта между исполнительной и законодательной властью стали события октября 1993 года, когда конфликт между сторонами приобрел насильственный, военный характер, чего хотелось бы и нужно было избежать, но стоило ожидать такого результата, учитывая тот момент, что затрагивались уже личные качества представителей сторон конфликта. Силовой разгон Съезда народных депутатов и Верховного совета, предпринятый Президентом России, окончательно установил чашу весов в пользу президента. Следствием разрешения кризиса стало: принятие новой Конституции, которая зафиксировала ликвидацию советской политической системы и придала государственному устройству России форму президентской республики. Ликвидация двоевластия, возникшего в России в 1992 г., способствовала стабилизации обстановки в стране и формированию нового общественно-политического режима. 4
Существенную роль в трагической развязке так же сыграли личные амбиции Председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова, выразившиеся в его нежелании заключать компромиссные соглашения с администрацией Бориса Ельцина в ходе конфликта, а также самого Бориса Ельцина, который после подписания указа № 1400 отказывался напрямую разговаривать с Хасбулатовым даже по телефону.
Несколько мнений о причинах конституционного кризиса 1993 года:

    Сергей Филатов, возглавлявший в ходе кризиса Администрацию Президента, в 2008 году заявил:
«Мы хотели цивилизованным путем сменить парламентскую ветвь власти и дальше продолжать нормально жить. Не получилось. Получился мятеж с той стороны, который не подчинился указу, не подчинился этой ситуации». 5
    Александр Коржаков, говоря о причинах подписания президентом указа о роспуске Верховного совета замечает:
«Верховный Совет сам сделал столько антиконституционных шагов, что противостояние с президентом достигло апогея. Конфликт затягивался, иного выхода из него не видели. Жизнь граждан не улучшалась, а законодательная власть только и делала, что конфликтовала с исполнительной. К тому же Конституция явно устарела и не соответствовала изменившимся отношениям в обществе». 6
    Публицист Леонид Радзиховский в 2008 году высказался о причинах кризиса так:
«Согласно действовавшей тогда Конституции двеветви власти пережимали друг друга. По дурацкому советскому закону «всю полноту власти» имел Съезд народных депутатов. Но поскольку ни 1000 депутатов, ни 200 с лишним членов Верховного Совета, очевидно, страной руководить не могли, то реально власть оказалась у президента и назначаемого им (утвержденного съездом народных депутатов) правительства. Возник вечный пакт, постоянный, неразрешимый конфликт президента и Верховного Совета. Да еще между ними болтался ни к селу, ни к городу вице-президент». 7
    Политолог Евгений Гильбо считает:
« Противостояние Ельцина и Хасбулатова было выгодно обеим сторонам. Оба политика не имели конструктивной программы реформ, и единственной формой существования для них была только конфронтация». 8
Можно привести еще много высказываний по данной ситуации, но все сходится к одному единственному мнению, что конфликта между сторонами законодательной и исполнительной власти было не избежать. Что каждое действие одной из сторон власти, только усугубляло и накаляло конфликт.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что кризис власти в России развивался динамично, стимулируясь крайне негативными последствиями проводимых реформ, в основе которых лежала установка на «шоковую терапию», а также усиливавшимся личным соперничеством между наиболее активными политическими лидерами одной и другой стороны.

Глава 2. Последствия конституционного кризиса
1993 года.

События конституционного кризиса 1993 года начались с того, что Президентом Б. Н. Ельциным был издан указа № 1400 о роспуске Верховного Совета, в связи с чем была нарушена действовавшая на тот момент Конституция, и окончилось силовым разгоном Верховного Совета и Съезда Народных Депутатов. Результатом противостояния стало насильственное прекращение действия в России советской модели власти, существовавшей с 1917 года, сопровождавшееся массовыми вооружёнными столкновениями на улицах Москвы и последующими несогласованными действиями войск, в ходе которых погибло не менее 157 человек и 384 были ранены (из них 3 и 4 октября - 124 человека, 348 раненых). 9
Действия, которые были предприняты Б. Н. Ельциным, стали следствием скрытого противостояния двух политических сил. Если бы он не сделал первый шаг к такому столкновению, то в скором времени его оппоненты нанесли бы свой удар, и неизвестно как бы все обернулось в таком случае.
По заключению комиссии Госдумы РФ, значительную роль в обострении обстановки сыграли действия сотрудников московской милиции по разгону митингов и манифестаций в поддержку Верховного Совета и задержанию их активных участников в период с 27 сентября по 2 октября 1993 года, что в некоторых случаях приобретало характер массовых избиений манифестантов с применением специальных средств. 10
Можно много раз повторять, но все-таки революция ничего не решила для народа в лучшую сторону, уж сколько раз мы это проходили. Народ, вовлеченный в войну друг против друга, теряет свои лучшие качества и оказывается отброшенным назад.
Мнения о позиции Конституционного суда Российской Федерации во главе с В.Д. Зорькиным, расходятся:
- по мнению самих судей и сторонников Верховного Совета РФ, он сохранял нейтралитет;
- по мнению стороны президента, - участвовал на стороне Верховного Совета РФ.
Оценка событий не избежала определенной критики.
События 21 сентября - 4 октября 1993 года квалифицируют как:
- «подавление коммунистического мятежа» характеризует их 17 лет спустя заведующий отделом социально-политических исследований ВЦИОМ Лев Гудков;
- «бессмысленное и беспощадное противостояние двух ветвей власти, у которых не было по сути никаких разногласий, кроме слепой корпоративной ненависти и спора кто кого в землю закопает» 17 лет спустя характеризует те события публицист Леонид Радзиховский.
Оба этих высказывания, хоть и являются критикой, но раскрывают всю сущность конфликта. Ведь по сути Б. Н. Ельцин боролся за изменение устройства власти, чего впоследствии и добился. И противостояние ветвей власти было бессмысленно, т.к. обе стороны жаждали одного и того же, только каждая власть выбрала свой путь для овладения желаемого, что и привело к конфликту между одной и другой стороной власти.
Расследование событий не было завершено, следственная группа была распущена после того, как в феврале 1994 года Государственная дума приняла решение об амнистии для всех лидеров противостояния, в результате чего общество до сих пор не имеет однозначных ответов на ряд ключевых вопросов о происходивших тогда трагических событиях, в частности, о роли политических лидеров, выступавших как на одной, так и на другой стороне, о принадлежности сна
и т.д.................

кризис референдум конституция

Хроника событий 1991-1992 гг.

В октябре 1991 г. на V съезде народных депутатов России Президент Б.Н. Ельцин заявил о необходимости начать экономическую реформу. Для этого он запросил у съезда право издавать указы, которые становились законами, если Верховный Совет в течение недели не оспаривал их. Съезд предоставил эти полномочия Президенту на год - до декабря 1992 г.

Резкая критика деятельности правительства, готовившего и начавшего реформы, развернулась уже в конце 1991 г. Однако в начале 1992 г. председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов, не упускавший случая «поправить» правительство, решительно отмежевывался от критики самого Президента. Тогда же, в начале 1992 г., Хасбулатов призывал принять новую Конституцию: «Мы живем в условиях отсутствия Конституции. Российская Конституция, которую мы сейчас имеем, даже при том, что в нее внесены существеннейшие поправки, - это Конституция республики, входившей в единое советское социалистическое государство, которое распалось…»

Однако на очередном, VI съезде народных депутатов в апреле 1992 г. главной темой стала не Конституция, а отношение к правительству. Шел четвертый месяц радикальной реформы, цены взлетели резко вверх, и критика Е.Т. Гайдара стала политически выгодной. Особенностью политической борьбы на этом этапе было то, что основным объектом критики было правительство и его вице-премьеры Е.Т. Гайдар, Г.Э. Бурбулис, М.Н. Полторанин. В числе решительных критиков был вице-президент А.В. Руцкой.

В этой накаленной атмосфере на съезде стал вопрос о выражении недоверия правительству. Гайдар, в свою очередь, пригрозил съезду отставкой кабинета в полном составе, что поставило бы съезд в очень тяжелое положение, так как депутатам пришлось бы взять на себя всю ответственность за дальнейшее проведение реформы. В ответ на ультиматум Гайдара съезд принял декларацию о поддержке экономических реформ. В итоге кризис был притушен.

В 1992 г. начинает меняться терминология власти. Хасбулатов использует для обозначения высшего органа представительной власти Росси слово «парламент». Отныне сторонники Верховного Совета именно так и будут называть этот орган власти. Одновременно затихает активность съезда и Верховного Совета по принятию новой Конституции. Съезд провел огромное количество изменений текста старой советской Конституции 1977 г. В свою очередь, представители исполнительной власти настаивали на принятии новой Конституции и отказе от Советской как формы власти. С учетом того, что большинство депутатов съезда было против добровольного роспуска Советов, в общественное мнение внедрялась идея проведения всероссийского референдума о судьбе Советов и принятия новой Конституции.

16 октября 1992 г. госсекретарь РФ Г.Э. Бурбулис, министр иностранных дел А.В. Козырев, министр госимущества А.Б. Чубайс, министр печати М.Н. Полторанин и первый заместитель председателя Верховного Совета С.А. Филатов заявили иностранным журналистам, что Верховный Совет во главе с Хасбулатовым готовится захватить власть в стране. Хасбулатов протестовал.

Менялась расстановка сил в Верховном Совете. Многие активные сторонники Президента ушли оттуда и пополнили президентские структуры власти. Менялось и руководство Верховного Совета, откуда последовательно ушли заместители Хасбулатова - сторонники президента. Внутри Верховного Совета стала формироваться открытая и радикальная оппозиция Президенту, которая призывала к прямому неповиновению власти. Объединенная оппозиция требовала отставки правительства Ельцина-Гайдара, отказа Президента от дополнительных полномочий и всякого вмешательства в экономику, формирования правительства народного доверия с чрезвычайными полномочиями для выведения народного хозяйства их кризиса. Лидеры объединенной оппозиции требовали созыва внеочередного съезда народных депутатов, на котором рассчитывали отправить правительство в отставку и объявить Президенту импичмент, поскольку в 1992 г. Конституционный суд признал ряд его указов неконституционными.

Первая открытая схватка за власть между Советами в лице съезда народных депутатов и Президентом произошла на очередном, VII съезде народных депутатов, в декабре 1992 г. 2 декабря Хасбулатов обвинил правительство в провале реформ, спаде производства и обнищании населения. Он вынес на съезд новые поправки к Конституции, согласно которым правительство должно было быть подчинено съезду, затем Верховному Совету и лишь потом - Президенту. Съезд должен был получить право утверждать не только председателя правительства, но и всех его заместителей, силовых и ключевых министров. В итоге исполнительная власть оказалась бы под полным контролем Советов.

Выступив на съезде 4 декабря 1992 г., Президент попытался переломить ситуацию. Но на этот раз депутаты пошли не за Ельциным, а за Хасбулатовым. Это было серьезное политическое поражение Президента. Ельцин призвал своих сторонников покинуть заседание съезда, рассчитывая на то, что с уходом большинства депутатов будет утрачен кворум и произойдет фактический роспуск съезда. В итоге нажим Ельцина на депутатов дал обратный результат. В зале осталось 715 депутатов, за президентом ушло около 150 человек, и кворум (694 депутатских голоса), таким образом, был сохранен. Это стало несомненным и обидным поражением Президента и тех его сторонников, которые продумывали план его действий на съезде.

В обстановке стремительно нараставшего конфликта председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин взял на себя роль посредника между Хасбулатовым и Ельциным. При его участии состоялись переговоры между ними, итогом которых стал согласительный документ «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации». Согласно этим договоренностям, очередной съезд народных депутатов не позднее 11 апреля 1993 г. должен был рассмотреть проект новой Конституции. Съезд должен был отказаться от только что принятых поправок к Конституции, ставивших правительство под контроль Съезда, а Ельцин должен был отправить в отставку Гайдара.

Однако острый политический кризис декабря 1992 г. не был разрешен. Он был только отсрочен.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода