Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Как интересно рассказать о своей истории. Как научиться рассказывать истории интересно

Ты заходишь на вечеринку к другу и сразу видишь красивую женщину. Ты хорош собой, твое тело - это Арни в лучшие годы. Ты отлично одет, излучаешь атмосферу полной успешности. Но женщина не обращает на тебя внимание, как и все люди вокруг - все внимательно смотрят на щуплого паренька, который кажется полным неудачником, но он будто бы гипнотизирует каждого из присутствующих. Этот «неудачник» - главное достоинство всей тусовки, ведь он умеет рассказывать истории. Ты ведь тоже хочешь научиться этому искусству? Если да, то тебе нужно знать? что именно делает хорошую историю хорошей. Это целая наука, которая начинается с личности рассказчика.

Личность рассказчика

Хороший рассказчик - это всегда интересный человек. Рассказчик не обязан быть великой личностью, обладающей безграничными талантами, но у него должен быть характер, который базируется на следующих качествах:

Уверенность;
- умение формулировать мысли;
- чувство юмора;
- страсть;
- коммуникабельность;
- эрудиция;
- способность к творчеству.

Рассказчик имеет отношения с аудиторией и должен взаимодействовать с ней как со своими клиентами. Он «продает» историю, которая должна быть интересна слушателям. Реакция возникает не только на психологическом, но и на физиологическом уровне. Происходит это из-за гормона окситоцина, который усиливает чувство сопереживания и повышает способность человека испытывать различные эмоции. Если упрощать, то действие окситоцина создает связь между рассказчиком и слушателем - это связь в некотором смысле химическая.

Но не всегда хорошая история работает идеально. Причина проста - каждая ситуация требует определенного подхода. Одна и та же история отлично заходит в кругу друзей, но шокирует коллег. Чтобы понимать это, тебе предстоит разобраться с типами повествования. Условно их можно поделить на три: социальный тип, профессиональный тип и эмоциональный тип.

Социальная история

Социальная история вмещает в себя огромный пласт рассказчиков. Как правило, речь идет о комиках, актерах, шоуменах, поп-звездах. Все они попадают в эту категорию. Суть социального рассказчика проста - травить анекдоты и развлекать публику. Социальная история работает лучше всего в кругу друзей либо людей, которые не могут «оскорбиться». Чтобы рассказать хорошую социальную историю, тебе нужно знать несколько простых истин:

История должна развлекать. Постарайся рассказать то, что вызовет приятные эмоции - не трави злободневные байки, люди не хотят слышать их на вечеринках.
- Будь открытым. Тебе нужно быть «своим парнем». Не отдаляйся от толпы, заставь ее думать, что ты ее самый верный друг.
- Смекалка. Тебе придется работать с аудиторией, чтобы захватить ее внимание. Старайся вытаскивать материал из слушающих, чтобы использовать его в истории.
- Коротко и по делу. Если твоя история будет слишком длинной, то ты растеряешь внимание - говори по существу.

Профессиональная история

Этот тип истории пользуется спросом у религиозных лидеров, генеральных директоров, вождей и различных тренеров, которые учат жизни. Отлично подойдет для людей, которые хотят рассказать хорошую историю с высоты своего авторитета. Правила такой истории чуть сложнее предыдущей, но ненамного.

Управляй конфликтами. Это важно, когда тебе надо показать противоборство, точку несогласия, которая может быть отличным топливом для восприятия истории.
- Обеспечь историю контекстом прошлого и прогнозом будущего - это нужно делать для того, чтобы слушатели видели историю объемно, а не фрагментарно.
- Описывай сложные ситуации простыми словами. Твоя аудитория должна понимать тебя. Хороший рассказчик не должен использовать узкоспециализированную лексику.

Эмоциональная история

Подойдет для женских ушей, которые воспринимают мир гораздо более чувственно, чем мы. Также отлично подходит для разговоров в узком кругу. Эмоциональная история - это идеальный выбор, когда ты говоришь с человеком с глазу на глаз. У такой истории есть ряд отличительных черт:

Страх. Используй это чувство, чтобы сгустить краски.
- Волнение. Сохраняй финал неясным, чтобы слушатель, затаив дыхание, ждал финала.
- Разочарование. Ты можешь рассказать о проблемах, которые тебя волнуют.
- Сострадание и любовь. Эти чувства по-прежнему сильны на этой планете - используй их для истории.
- Уязвимость. Не бойся быть уязвимым. Благодаря этому чувству слушатель встает на сторону рассказчика.

Чтобы рассказать эмоциональную историю хорошо, ты должен использовать язык тела, зрительный контакт. Ты также должен понимать важность интонации голоса, его тон. Ты не должен вызывать жалость, но должен вызывать через историю симпатию, боль, страх или любую другую сильную эмоцию. Если освоить даже один тип повествования, то у тебя получится стать душой своей компании - это мы знаем наверняка.

1 шаг

Если Вы решили рассказать анекдот, сначала про себя удостоверьтесь, что Вы его помните до конца.
У смеющегося человека спрашивают, почему он смеется. Тот
отвечает:
- Рассказывал сам себе анекдоты, среди них попался такой, который ни
разу не слышал.
2 шаг
Рассказывайте легко, будто рассказываете просто историю, о которой слышали. Это поможет сделать манеру повествования естественной.
3 шаг
Если анекдот требует крепкого словца, то из него, как и из песни, слова не выкинешь:) Придётся говорить всё.
4 шаг
Особенно хорош анекдот тогда, когда он в тему и уместен. Если какая-то жизненная ситуация напомнила известный анекдот – расскажите его. Но вряд ли стоит травить анекдоты про начальство при начальнике;)
5 шаг
Пополняйте Вашу коллекцию анекдотов. Одна и та же шутка редко бывает смешной дважды. Анекдот должен быть свежим.
- Скажите, вы, случайно, не из Москвы?
- Нет.
- И не знали моей бабушки?
- Нет, а что?
- Просто вы рассказываете анекдоты, которые я слышал от неё пятьдесят
лет назад.
6 шаг
Если анекдот оказался непонятным, то не выдерживайте паузы в ожидании реакции. Лучше плавно продолжить разговор.
7 шаг
Если Вас просят объяснить смысл шутки, то бегите:) Нет ничего более скучного, чем растолковывать анекдоты…

1

Рассказчику следует помнить о том, что анекдот должен быть рассказан к месту, а также поддерживать общую тему разговора. Человек должен четко понимать, на какие темы в определенной компании можно острить, а на какие не желательно. К примеру, анекдоты про начальников будут не слишком уместны в присутствии начальства.
2
Во-вторых, прежде чем рассказать тот или иной анекдот, рассказчик должен убедиться в том, что он помнит его наизусть, до конца, т.е. по возможности проговорить шутку про себя.
3
Рассказывать анекдот нужно легко и непринужденно, без запинок, как бы между делом. В общем, так, как будто это простая, услышанная от кого-то история. Только в этом случае манера повествования будет естественной.
4
Некоторые анекдоты содержат в себе не слишком приличные слова и выражения. Но из такого рассказа, как и из песни, слова не выкинешь. Придется говорить все. Это еще один повод оглянуться вокруг и убедиться в том, что тема и текст анекдота подходят для собравшейся компании.
5
При рассказе анекдота не будет лишним помогать себе руками, ногами, жестами и мимикой лица. Так анекдот приобретет больше шансов на успешное его восприятие окружающими людьми.
6
Рассказчику следует помнить также и о том, что один и тот же анекдот, рассказанный дважды, очень редко может рассмешить. Свою коллекцию анекдотов нужно время от времени пополнять новыми приколами.
7
Если шутка оказалась непонятной или несмешной для окружающих, не стоит выдерживать длительной паузы и ждать положительной реакции собеседников. В этой ситуации самое правильное решение – это плавно продолжить беседу.
8
И еще, рассказчик анекдотов должен запомнить то, что объяснение смысла прикола по просьбе одного или нескольких слушателей – занятие очень скучное и утомительное.
Кто же из нас не любит прикольные истории и анекдоты? Их любят и с удовольствием слушают все, и маленькие, и взрослые! А вот хорошо рассказать анекдот, дано не каждому. Чтобы умело их рассказывать, нужно не только их знать, а еще и иметь искрометное чувство юмора. И те люди, которые обладают им, всегда являются душой любой кампании, а те, у кого чувство юмора отсутствует, практически всегда смотрят в их сторону с некоторой завистью. У людей, которые обладают прекрасным чувством юмора всегда много друзей, они всегда желанные гости в любой кампании, им всегда рады. На какие бы темы ни зашел разговор, у таких людей всегда имеется забавный случай из жизни, хорошая шутка, интересные прикольные истории или что-то еще…

И, наверное, каждый из нас хотел бы быть похожим на таких людей. И многих интересует вопрос: а можно ли научиться прекрасному чувству юмора и в чем секрет людей, обладающих им? Оказывается, все очень просто. Эти люди обладают умением легко запоминать различные интересные вещи (смешные истории, приколы и др.) и в нужный момент вспоминать и рассказывать их. Кажется, что все довольно просто, нужно прочитать анекдот и потом его рассказать. Но как назло, многие после того как начинают рассказывать анекдот, замечают, что они его просто забыли, в следствии попадают в немножко глупую ситуацию и чувствуют себя не комфортно. Оказывается, таких случаев можно легко избежать. Группой психологов было проведено исследование, по результатам которого был раскрыт основной из секретов людей, обладающих хорошим чувством юмора. Оказывается, для того чтобы запоминать приколы или анекдоты, они их "проживают". Как это делать? А вот так.

Если вы услышали понравившийся незнакомый анекдот, для того чтобы его четко запомнить, нужно сделать следующее:

1. Представьте этот анекдот себе как фильм, наслаждаясь им.

2. Прокручивайте его в своем воображении в виде фильма с ярким объемным изображением и четким звуком, добавляя при этом различные детали.

3. Корректируете в фильме окружение, внешний вид героев, фразы, сказанные ими, и т.п., добиваясь при этом положительных эмоций.

4. Этот пункт очень важный. По очереди, ассоциируясь с действующими лицами, "проживайте фильм" в их ролях, акцентируя при этом внимание на воображаемые картинки, звуки, ощущения и т.д.

5. Оценивайте фильм с позиции действующих лиц, корректируете его до тех пор, пока не достигните огромных положительных эмоций.

Проделывая все это, вы создаете у себя в сознании впечатление того, что анекдот - это реально пережитое событие, где вы были каждым из действующих лиц.
При этом возникают так званые "якоря" (это может быть ключевое слово, похожая ситуация, схожий персонаж, подобные эмоции и т.п.), которые помогут вам с легкостью вспомнить анекдот позже. Он вспоминается тогда, когда сработает один из "якорей".
Но следует учитывать, что поначалу выполнить все эти действия может быть трудной задачей, но, как и в любом другом деле, мастерство придет с практикой. Нужно все время тренироваться и уже через небольшой промежуток времени вы заметите, как становитесь отличным рассказчиком анекдотов и разнообразных забавных историй.
А найти интересный анекдот вы сможете на специальных сайтах, например www.masteraker.ru

Если попытаться подобрать несколько ассоциаций к словосочетанию «хороший рассказчик», то на ум придут такие выражения, как «душа компании», «харизматичная личность», «заводила», «лидер» и прочее в подобном ключе. Это говорит о том, что между популярностью и умением рассказывать истории интересно стоит знак равенства, вот почему так много людей мечтает освоить это искусство. Часто бывает достаточно пройти тренинг развития уверенности в себе , убрать зажимы, развить силу голоса , и нужные умения открываются сами собой.

«Хороший рассказчик в пути – это полпути».Украинская пословица.

Составляющие увлекательного рассказа:

  1. Интригующее название.
  2. Структура.
  3. Драматургия.
  4. Вербальные и невербальные средства выразительности.

Интригующее название

Сколько бы ни учила нас народная мудрость не судить о книжке по обложке, на практике это не удается почти никому, что охотно подтвердит вам любой опытный маркетолог. Рассказ тоже можно рассматривать с маркетинговой точки зрения: это некий продукт, который вы продаете слушателю в обмен на его внимание, и очень важно, чтобы слушатель не только согласился, но и захотел заплатить вниманием за ваш рассказ. Сложность в том, что слушатель платит вперед и не знает, будет ли ему интересно или он впустую потратит время. А раз не знает, то попробует угадать исходя из доступной ему информации, то есть – из названия.

У истории нет точного названия, как у кино или книги, но каждый раз, прежде чем рассказать ее, вы сообщаете собеседнику, о чем пойдет речь в двух словах. «А ты слышал, как Петька машину разбил? Нет?! Расскажу – умрешь!»

Итак, если вы начнете со слов «Давай я расскажу тебе об акулах!», ваш собеседник точно не придет в восторг. Это плохой вариант, т. к. под определение «об акулах» попадает такой массив информации, что невозможно себе представить, о чем конкретно пойдет речь, а значит, и заинтересоваться тоже нечем. Вы хотите пересказать сюжет «Челюстей», обсудить вымирание видов из красной книги или поговорить о том, как готовят акулье мясо в скандинавских странах, – все эти темы «об акулах», но все они очень разные.

И другой вариант: «А я рассказывал, как акула мне чуть ногу не откусила в Австралии?» Такое начало беспроигрышно. Вы как бы сказали собеседнику: «Эй! Перед тобой стоит человек, побывавший в такой крутой переделке, что не в каждом кино покажут!».

Структура

Сторителлинг – это прежде всего передача информации, а подавать и усваивать информацию гораздо проще и экономнее по времени, если она правильно структурирована. Посудите сами, каково будет читать книгу, в которой перепутаны все страницы? Слушать плохого рассказчика – все равно, что читать такую книгу: он путается, забегает вперед, слишком рано раскрывает карты, или наоборот – пропускает что-то важное в начале. В итоге даже интересный рассказ теряет свое очарование и становится пыткой.

Грамотно структурировать рассказ несложно, достаточно разделить его на три условных блока:

  1. Завязка. Это подготовительная часть, что происходило «до». Самые важные события, предшествующие главным, без которых в рассказе никак нельзя обойтись.
  2. Кульминация. Это то, ради чего, собственно, и затевался весь рассказ, главные и самые интересные его события, точка максимального напряжения.
  3. Развязка. Во что вылились ключевые события, и чем закончилась история.

Правильная структура отражает естественный ход (хронологию) событий, то есть позволяет слушателю включить воображение и мысленно прожить весь рассказ вместе с вами.

Драматургия

Это та же самая стоящая на трех китах структура, но касается она не текста в общем, а эмоциональной линии повествования в частности. Искусство рассказывать истории основано на драматургии. В рассказе всегда есть некий центральный герой, с которым все происходит: иногда это сам рассказчик, если повествование ведется от первого лица, иногда – общий знакомый, иногда – киноперсонаж или просто известная личность. Вся драматургия строится на отрезке развития эмоциональной жизни этого героя от завязки к развязке, и важно здесь лишь то, что конфликтует с его интересами или характеризует глубину конфликта.

Пример событий, стоящих упоминания в рассказе.

  • Три года копили на отдых в Австралии, отказались от ремонта и от машины, ходили на работу пешком, задолжали всем друзьям, десять раз поссорились.
  • В аэропорту Сиднея потеряли паспорт, сутки искали. Приехали на пляж, там гроза и ураган. Поехали на другой пляж, там инфекция в воде и карантин. Поехали на третий пляж, там все нормально, но жену укусил кенгуру, пришлось ехать в больницу.
  • Забрал жену из больницы, объявили о депортации всех россиян в связи с санкциями. Громко матерились по пути в аэропорт, напились, подрались с миграционной службой. Теперь отдыхаем только в Сочи.

Пример несущественных деталей.

  • Пока копили на билеты, соседку бросил муж, а на углу построили супермаркет.
  • По пути на третий пляж видели, как динго пыталась напасть на вомбата.
  • В аэропорту было неожиданно много корейцев, целая делегация. Они нас очень испугались, никогда пьяных русских не видели.

Факты из второго списка могут быть интересны сами по себе, но в рассказе они – балласт, рассеивающий внимание и отнимающий время. Чтобы научиться рассказывать истории интересно, желательно учитывать эти нюансы.

Вербальные средства

Чтобы правильно рассказывать истории, откажитесь от сухих общих слов и определений, будьте конкретны. Каждое ваше слово должно быть выразительным и точным, не бойтесь подробностей.

  • НЕТ: Очень надоело с ним спорить.
  • ДА: Еще минута препирательств, и я бы разбил планшет об его голову.

Не пренебрегайте образной речью, говорите так, чтобы ваши слова даже против воли слушателя складывались в картинку.

  • НЕТ: Я догадался, что кот хочет утащить у меня сосиски.
  • ДА: Я перехватил взгляд кота и все понял. Так наш Петрович утром на бутылку водки смотрит. Сосиски обречены.

Невербальные средства

Невербальные, значит – несловесные, к ним относится все: от интонации и пауз до жестикуляции и визуального контакта. В первую очередь язык вашего тела сообщает слушателю, насколько вы сами поглощены своим рассказом. Инертная поза, минимум жестикуляции и мимики, минимум интонаций, речь «на автомате», ровный голос – если это про вас, то вам нужно научиться красиво рассказывать истории из жизни. Займитесь развитием эмоциональности и техникой красивой речи , учитывая полезные советы.

Чтобы понять, как должно вести себя тело при увлекательном рассказе, понаблюдайте за взволнованным человеком, который сильно хочет чего-то добиться от своего собеседника или просто выполняет очень важную задачу. Такой человек:

  1. Ничего не делает зря или мимо задачи.
  2. Каждым движением каждого мускула будто помогает себе в достижении главной цели, чем бы он ни был занят.
  3. Предельно собран, мобилизован и настроен на результат.

Попробуйте ставить себе условную задачу и выполнять ее в процессе рассказа. Выражается такая задача всегда простым глаголом, например, «напугать».

Как правило, набор в театральную студию , обучение в которой длится почти год, начинается в сентябре. Поэтому спешите, ведь группы на занятиях малочисленные, чтобы обеспечить полноценное внимание каждому ученику.

Cо-основатель проекта «Объясняшки» и Лаборатории Упаковки Смыслов

Тема сторителлинга набирает популярность. На прилавках можно найти немало переводных книжек, отчасти или целиком посвящённых сторителлингу. К сожалению, ни в одной из них мне пока не удалось найти объяснения, почему рассказывание историй особым образом воздействует на сознание человека, и воздействует ли. Не берусь утверждать, что я нашёл ответ, но мне кажется, что истина где-то рядом.

Давайте посмотрим на пример, приведённый в книге Ли Лефевера «Искусство объяснять» . Это два разных способа объяснить, что такое блог – в виде последовательности фактов и в виде истории.


Что мы видим? Конечно, первый вариант больше похож на серьезное объяснение, чем второй. Однако, если через пару дней вас попросить вспомнить определение, скорее всего, это не удастся. Зато история всплывёт в памяти. Почему? Если компьютер просто фиксирует весь поток информации, то наш мозг устроен хитрей: ему важны не сами данные, а их интерпретация. Все мы, хотим или не хотим, настроены на критическое восприятие. Не только факты имеют значение, но и внутренняя предрасположенность к их принятию. То есть любые слова и явления для нас существуют только в контексте. Единственная информация, которую каждый из нас принимает на 100% - это личный опыт. Мозг настроен на то, что нужно доверять своим чувствам.

Причём же тут сторителлинг? Мне кажется, это способ взломать защиту мозга и подсунуть ему информацию под видом собственного опыта. Чтобы это сработало, нужно обеспечить несколько базовых условий.

Первое

Наличие героя. В истории должен быть персонаж, с которым аудитория себя может себя ассоциировать. Если в ходе сюжета возникнет эмпатия, эмоциональная связь с персонажем, то его опыт будет автоматически присвоен аудиторией.

Второе

Драматургия. Взаимодействие с персонажем нужно строить вокруг конфликта, а история должна развиваться по определённой логике, зашифрованной в аббревиатуре ЭЗРКР (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка). Разберем подробнее.

Экспозиция. Это знакомство с героем истории. Так как наша задача – вызвать эмпатию, очень важно дать персонажу имя, рассказать, что он любит, к чему стремится, что его беспокоит. Героем истории можете стать вы сами. В этом случае расскажите об ощущениях и желаниях, которыми вы жили в то время, о котором пойдёт рассказ.

Завязка. Появляется первый намёк на конфликт, который бывает внешним или внутренним. В первом случае возникает антигерой, а во втором речь идет о борьбе с самим собой – допустим, герою не хватает каких-то важных качеств. Поначалу персонаж не воспринимает проблему как проблему. Однако со временем, когда жить в прежних условиях становится всё сложней, он решает действовать.

Развитие. Герой предпринимает попытки решения проблемы, но все они заканчиваются неудачей. Кульминация. Ничего не получается. Герой впадает в отчаяние. И тут приходит подсказка – герой подмечает нечто, наводящее на способ преодоления проблемы.

Развязка. Благодаря подсказкам, герою удаётся разобраться с проблемами и выйти из передряги обновлённым.

Третье

Индукция. Со школы нам пытаются привить научное мировоззрение, учат работать с абстрактными знаниями и категориями. Это позволило человечеству проникнуть в тайны мироздания, но одновременно сыграло злую шутку. Нашему мозгу требуются значительные усилия для того, чтобы соотносить абстрактные категории с реальной жизнью. Просьба «привести пример», как правило, заставляет серьёзно задуматься. Вместе с тем, объяснять на конкретных примерах всегда проще. Это мощный инструмент в донесении смыслов – нужно стремиться к максимальной конкретности и не пытаться охватить всё сразу.

Четвёртое

Смысл. История нужна только для того, чтобы помочь ухватить ключевую идею. История подобна ракете-носителю, которая выводит искусственный спутник – главный смысл - на околоземную орбиту. Отдельные части ракеты – ступени – отвалятся и сгорят в атмосфере. Мы не обязаны помнить все истории, что слышали. Однако что-то в сухом остатке будет продолжать жить в нас очень долго. Что-то, ради чего и была написана история. В начале работы попытайтесь коротко, в одно предложение, сформулировать главную мысль. Это будет ваш спутник. И только потом начинайте строить ступени.

Пятое

История не самодостаточна. Она хороша для донесения ключевых смыслов – даёт ответ на вопрос «зачем». При этом на вопрос «как» лучше отвечать в традиционной форме. Когда я в 40 лет пошёл учиться на программу MBA, то преподаватели Академии Народного Хозяйства, отмечали разный настрой у нас и бакалавров. Жизнь сформировала у взрослой аудитории запрос на информацию, в то время как для бакалавров рассуждения профессоров казались пустым звуком. Если нет мотивации, знания не лягут в голову. Сторителлинг – хорошее мотивирующее дополнение к информации, поданной в рационально-логической форме. Так, например, можно подкреплять инструкции, договоры, коммерческие предложения, описания и т.д.

Искусство сторителлинга прочно входит в арсенал умений профессионального менеджера. История является мощным инструментом влияния. Она воскрешает память компании, дает людям образцы поведения в лице корпоративных героев, очерчивает опасную зону ("помнится, был у меня подчиненный, которого я уволил за то, что…"). История лечит душу оказавшегося в беде сотрудника, но в то же время может нагонять на него страх ("мне рассказывали, что в этой компании бьют на собеседовании"). Можно ли научиться рассказывать истории так, чтобы влиять на людей? Марк Кукушкин, генеральный директор компании "Тренинг-Бутик", считает, что это возможно. Как? Читайте отчет обозревателя HEADHUNTER::Magazine Дмитрия Лисицина о тренинге Марка Кукушкина "Сторителлинг: рассказывание историй как инструмент менеджера и тренера".

Курочка-ряба для топ-менеджеров

Готовясь к походу на тренинг генерального директора компании «Тренинг-Бутик» Марка Кукушкина , посвященный искусству рассказывания историй, я задавал себе вопрос: почему люди любят рассказывать истории, а главное, какие цели преследуют рассказчики? Пытаясь найти ответ, я перебирал возможные варианты.

Истории обладают целительной силой. Для того чтобы успокоить ребенка, не надо давать ему ни шоколада, ни мармелада, нужно просто рассказать сказку. Для того чтобы отговорить самоубийцу от крайнего шага, бесполезно приводить рациональные доводы, лучше просто напомнить ему случай, где страдания, от которых он хочет убежать, оборачивались бы благодатным созиданием.

Помимо терапевтической, истории несут еще и конъюнктивную функцию: они способны объединять рассказчика и слушателей в совершенно новую общность и поэтому используются во внутреннем брендинге, в частности при осуществлении процедуры ингейджмента. Рассказы повествуют о прошлом, но их возможно применять и при управлении будущим. Например, подготовить сотрудников к изменениям, рассказывая им о том, что в прошлом все было не так, как сейчас.

Ценность историй давно поняли во многих компаниях: там есть собственные сторителлеры, которые рассказывают разные случаи на корпоративных вечеринках. Примером такого рассказчика служит «директор по воображению» Рольф Йенсен, владелец и основатель «Компании мечты» (Dream Company ) . Однако повествования бывают разными: они способны не только помогать и лечить, но также вредить. Есть немало примеров, когда человек под воздействием нарратива совершал абсолютно не нужные ему поступки.

Получить тайную власть над людьми не так-то просто: далеко не всякая история вызывает желаемую реакцию, ведь даже хороший на первый взгляд сюжет может оказать эффект, совершенно противоположный желаниям рассказчика. И наоборот, банальность, подобная речи Стива Джобса , способна заставить аудиторию сопереживать автору. Другой пример привел сам Кукушкин уже на тренинге. Он рассказал историю о том, как некие люди зарабатывали деньги в Америке, рассказывая сказку о Курочке Рябе. Начали они с кухонь, а закончили стадионами!

Все это было мне известно так же, как и вам. На тренинг Марка Кукушкина я пошел не для того, чтобы послушать рассказ о важности и ценности историй в современном мире, а с конкретной надеждой стать эффективным рассказчиком. Тренинг как способ повышения своей квалификации был выбран мной отнюдь не случайно. Известно, что комната для тренинга – отличное место для рассказывания историй, а последние – это мощный педагогический ресурс. Некоторые тренеры строят почти все свои тренинги на рассказывании историй. Одним из них является Дэвид Шмальтц, подаривший нам образец сторителлерской мысли – книгу «Слепые и слон» .

Не могу сказать, что тренинг сделал меня новым человеком, но кое-какие доселе неведомые навыки удалось приобрести.

Итак, я на тренинге

Выясняется, что моя цель – научиться рассказывать истории – оказывается на фоне намерений других участников довольно скромной. В частности, один из коллег в своем вступительном рассказе признается в том, что ищет секрет физического бессмертия. Я в недоумении, но тренер обнадеживает меня заявлением, что история является мощным инструментом влияния, и участникам нужно научиться владеть им. Инструментальная направленность не покидает тренинг Кукушкина до самого конца, что, не скрою, вызывает у меня положительные эмоции, поскольку инструменты можно демонстрировать, оценивать и работать с ними, чего никак не сделаешь с эмпатией.

На что могут воздействовать истории? Из многих возможных классификаций Марк выбирает триаду «эмоция – вывод – действие». Качественное повествование должно воздействовать целиком на три компонента, но сначала необходимо отработать все по отдельности. Упражнение на вызывание эмоций заставляет меня морщиться. Тренер просит рассказать историю, которая вызвала бы жалость ко мне, да еще и со стороны девушки. Давя негодование и смущаясь, я рассказываю давно стертую непроизвольным одитингом (процедура сайентологов, когда тебя заставляют пересказывать неприятные случаи из собственной жизни до полного к ним отвращения) историю о потерянном паспорте и всех злоключениях, которые выпали на долю нерадивого гражданина. Разжалобить партнера удается только со второго раза. Марк разъясняет мои ошибки: эмоция должна быть акцентирована, выделена, чего я не сделал. А главная причина моей неудачи состоит в неправильном стратегическом подходе. Надо самому себе разрешить рассказывать истории, что для меня тоже было проблемой. Свое собственное повествование я рассказывал как вор, озираясь, как бы кто не подслушал и не отобрал украденное мной чужое имущество.

Таким образом, искусство сторителлинга по Кукушкину начинается с позволения себе рассказывать истории. Разрешение на рассказ – это не просто результат внутреннего диалога, а конкретное действие. Нужно создавать банк историй – своеобразное виртуальное (или даже реальное) хранилище рассказов. Структура банка может быть совершенно разной, например, я разделил свой собственный банк по типам людей, с которыми приходится общаться.

Второе важное правило – разрешение рассказывать чужие истории как свои. Аудитория с гораздо большей охотой перенимает тот опыт, который ей кажется общезначимым. Далеко не всегда личные повести и сделанные из них выводы могут эффективно на нее повлиять.

Третье стратегическое требование – истории должны быть инвентаризированы, превращены в инструменты. Фактически это означает, что рассказ должен быть переработан под конкретную бизнес-ситуацию и доставаться из банка в нужный момент как туз из рукава. Опытные сторителлеры, по утверждению Марка, могут «показать на своем теле, где какая повесть живет». В качестве такого туза требуется стратегическая эмоциональная история о главном, которая содержала бы сильные эмоциональные метафоры. В подборе сюжета для конкретной ситуации важен не только тип опыта, лежащий в основе рассказа, но и баланс негатива и позитива. Марк настаивает на том, что позитивные повествования воспринимаются лучше, и поэтому их в арсенале сторителлера должно быть больше. Однако никогда нельзя забывать о негативе. Всегда должен быть определенный запас «страшилок», который способен создать имидж интересного рассказчика.

Закончив со стратегией, наш тренер переходит к тому, как правильно рассказывать историю. В качестве инструментария для рассказчика предлагается схема RAFT. Сначала необходимо выбрать роль, которую играет рассказчик (Role). Например, можно играть роль проповедника или эпического рассказчика. Затем необходимо определиться с аудиторией (Audience). Далее – выбрать формат ситуации (Format). Если выбрана роль проповедника, то будет как минимум странно, если рассказчик начнет «травить» анекдоты. И, наконец, важно подобрать тему истории (Topic).

В заключение Кукушкин открывает секреты владения наиболее важным компонентом сторителлинга – составлением самой истории. Хорошую от плохой отличает наличие выстроенного сюжета. Он обязательно должен подчиняться некоторой схеме. Можно использовать совершенно различные матрицы, однако в рассказе обязательно должны присутствовать два элемента: препятствие и его преодоление. Марк Кукушкин считает, что для рассказчика наиболее полезна схема Найджела Уоттса , которая, как мне кажется, заимствована у исследователя волшебных сказок В.Я. Проппа : 1) Статус-кво – знакомство с героем; 2) Поворотный момент – герой утрачивает нечто; 3) Поиск – его реакция на утрату; 4) Сюрприз – необычное обстоятельство, сопровождающее утрату; 5) Точка выбора – дилемма; 6) Кульминация – выбор героя; 7) Перемена – последствия выбора; 8) Развязка – описание нового состояния, к которому пришел герой. Согласно точке зрения Кукушкина, рассказчик должен акцентировать внимание слушателя на разрешении конфликта, сократив до минимума число параллельных линий, поскольку красочные подробности мучений и приключений героя могут затруднить понимание слушателем основной мысли. Подбор содержания для конкретной истории удобно осуществлять с помощью «ментальных карт». Нарисовать такую карту очень просто: необходимо зафиксировать в центре листа бумаги тот смысл, который вы передаете в своей повести, например «главные дела нужно делать сначала», отключиться от всех внешних раздражителей и записывать ассоциации. Особенно важно фиксировать ассоциации на ассоциации – это создает цепочки, которые вполне могут быть положены в основу рассказа.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода