Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Исцеление Христом бесноватого отрока: Вера – это риск? Исцеление бесноватого отрока Исцеление отрока.

17 И ответил Ему один из толпы: Учитель, я привел к Тебе сына моего, имеющего духа немого.
18 И где он на него ни нападет, бросает его на землю, и он испускает пену и скрежещет зубами и коченеет; и сказал я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не смогли.
19 И Он ответил им: о, род неверный! Доколе с вами буду? Доколе буду выносить вас? Приведите его ко Мне.
20 И привели его к Нему. И увидев Его, дух тотчас свел его сильной судорогой; и упав на землю, он катался, испуская пену.
21 И Иисус спросил отца его: сколько времени, как это случилось с ним? Он же сказал: с детства.
22 И часто в огонь бросал его дух и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, помоги нам, сжалься над нами.
23 Иисус же сказал ему: ты сказал – “если что можешь”. Всё возможно верующему.
24 И тотчас вскричал отец ребенка: верую, помоги моему неверию.
25 Иисус же увидев, что сбегается толпа, возбранил духу нечистому, говоря ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и более не входи в него.
26 И вскрикнув и сильно сведя его судорогой, дух вышел; и сделался он, как мертвый, так что многие говорили: умер.
27 Иисус же, взяв его за руку, поднял его, и он встал.
28 И когда вошел Иисус в дом, ученики Его отдельно от других спрашивали Его: почему мы не смогли изгнать его?
29 И Он сказал им: этот род ничем не может быть изгнан: только молитвой.
30 И выйдя оттуда, они проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.
31 Ибо Он давал наставления Своим ученикам и говорил им, что Сын Человеческий будет предан в руки человеческие, и убьют Его, и, убитый, Он через три дня воскреснет.

Евангелие, которое мы сейчас слышали, одно из очень драматичных. Действительно, представить себя на месте отца, у которого единственный сын не просто тяжело болен, как мы сказали бы сегодня, болен эпилепсией, но каждый день находится на границе между жизнью и смертью, потому что демон бросает его то в огонь, то в воду, тем самым пытаясь погубить. Представить себя на месте этого отца страшно. И ситуация, которую описывает нам евангелист, очень необычна. Мы знаем, что в то время по Иудее ходило большое количество различных людей, выдававших себя за пророков или даже за Мессию.

И вот, с точки зрения отца, перед ним один, возможно, пророк. Он обращается к Христу с просьбой об исцелении своего несчастного ребенка. В ответ слышит странные слова: «Веруешь ли?» В этот момент отец отвечает Христу со слезами: «Верую, Господи, помоги моему неверию». И тут же бес бросает ребенка на землю с такой силой, что окружающие воспринимают случившееся, как знак последних минут жизни отрока. В голове отца проносится только одна фраза – та фраза, которую он произнес: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Все остальное для него перестало существовать. Он понимает, что здесь от него не зависит уже абсолютно ничего. Перед ним раскрывается перспектива совершенно другого бытия. Этот момент какой-то предельной истины, предельного напряжения всей жизни – он понимает, что здесь действует Бог. Он не знает, что сейчас произойдет, его сын станет здоровым, либо он окажется мертвым. Для него, в конечном итоге, это уже имеет мало значения, ведь он почувствовал, что в жизни действует тот, кто только один и является хозяином этой жизни.

Мы часто воспринимаем веру как состояние комфортного эскалатора, на который один раз достаточно встать, и он гарантированно выведет тебя в царство небесное. А сегодняшнее Евангелие убеждает нас в противоположном. Там, где нет кризиса, там нет и восхождения. Там, где нет риска, там нет и веры. В этом смысле, отец, вверивший своего несчастного ребенка Христу, очень рисковал. Он ведь не то, что не знал, кто перед ним, он ведь даже до конца не доверял ему.

Но, каковы ставки, таков и выигрыш. Выигрышем в этом поединке между Богом и сатаною оказывается несоизмеримым с тем, что ожидал отец. Он не только получил ребенка здоровым, но он получил и ответ на ту молитву, с который, быть может, впервые обратился к Богу: «Верую, Господи, помоги моему неверию».

Слово в Неделю 10-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее Евангелие повествует нам, возлюбленные во Христе братья и сестры, о том, как Господь наш сошёл с горы Фавор, где он, преобразившись, показал ближайшим апостолам Петру, Иоанну и Иакову неизреченную Божественную славу Свою и образ Царства Небесного, наследником которого может стать каждый верующий в Него, и спустился в долину, где бушуют волны житейского моря. И здесь к Нему подходит некий человек, и, кланяясь Ему до земли, просит помиловать и исцелить сына, который ужасно страдает в новолуние и часто бросается в огонь и в воду. Причиной же болезни его сына была не луна, но бес, который поджидал полнолуние и тогда нападал на больного. Человек жалуется Иисусу, что приводил сына к ученикам Его, и они не могли исцелить отрока. Иисус же сказал: «о, роде неверный и развращенный! доколе буду с вами! доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне сюда». И Спаситель, смиловавшись над отцом и его несчастным сыном, исцелил его, немедленно изгнав беса, который мучил юношу.

Когда ученики наедине спросили Иисуса, почему они не могли исцелить страждущего, Спаситель ответил им: «По неверию вашему, потому что, если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, — и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас. Сей же род изгоняется только молитвою и постом».

Итак, возлюбленные, по слову Спасителя нашим оружием против козней диавольских есть пост и молитва, подкрепленные верой. Господь сравнил нашу веру с горчичным зерном. Оно считается самым маленьким, но если попадает на добрую землю, то вырастает в громадное дерево. Поэтому кто имеет горячую веру, тот может сказать горе, то есть демону, перейди и уйди отсюда прочь. А кто не соблюдает поста, не молится, не утверждает свою веру добрыми делами, чаще всего подвергает себя искушениям диавольским, не в состоянии победить в себе ни одной скверной привычки, ни одной пагубной страсти. Кроме того, кто не постится и не молится, тот готовит в своей душе место диаволу. Пришедши к такому человеку, диавол, находит у него «дом пометен, украшен» , и поселяется не только сам, но приводит с собою множество духов злейших себя. И подтверждение этому мы часто видим в обыденной жизни: один грех тянет за собой и другие пороки. Тогда в таком человеке нет ни страха Божия, ни стыда, ни совести.

И наоборот — как прекрасна душа человека, погруженного в молитву. Это уже дом Божий, храм Духа Святого. От такого человека бегут бесы, боятся его как огня. Потому что Сам Дух Святой молится с ним Своими «воздыханиями неизглаголанными» .

Высшим и святейшим образцом молитвенного воздыхания к Богу Отцу есть второе евангельское чтение нынешнего дня, посвященное памяти святых отцов шести Вселенских Соборов. В Своей первосвященнической молитве Сын Божий, сказав ученикам, что они будут иметь скорби, и, убеждая их не унывать, ободряет их молитвою, научая и нас в искушениях оставлять все и прибегать к Богу. Стержнем всякой истинной молитвы есть любовь, которая ведет к единомыслию и единению. И Господь в Своем обращении к Отцу призывает всех нас к высшей любви и единству в Боге: «…да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино».

Святые отцы учат, что молитва и пост утишают страсти, отрезвляют ум, приближают к Богу. Будем же, братья и сестры, всегда молиться, вознося с сокрушенным сердцем молитвы наши к Отцу небесному, умоляя Его исцелить от страстей наши души, будем соблюдать и истинный пост, воздерживаясь не только от скоромной пищи, но и от всяких вредных желаний и злых дел, чтобы быть достойными чадами Отца нашего небесного и верными последователями Спасителя. Аминь.

Протоиерей Вячеслав Лановский

Мф. XVII, 14-21: 14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, 15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, 16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. 17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. 18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. 19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? 20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; 21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.

Мк. IX, 14-29: 14 Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. 15 Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его. 16 Он спросил книжников: о чем спорите с ними? 17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: 18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. 19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. 20 И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. 21 И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; 22 и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. 23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. 24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. 25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. 26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. 27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. 28 И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? 29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

Лк. IX, 37-43: 37 В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа. 38 Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: 39 его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его. 40 Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли. 41 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего. 42 Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его. 43 И все удивлялись величию Божию…

Руководство к изучению Четвероевангелия

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

10. Исцеление бесноватого отрока: о важности веры, молитвы и поста

(Мф. XVII, 14-23; Мк. IX, 14-32; Лк. IX, 37-45)

Об этом исцелении повествуют все три синоптика, указывая, что оно совершено Господом сразу после схождения с горы Преображения. В это время множество народа собралось около учеников Христовых, ожидавших Его у подножья горы. По св. Марку ученики имели спор с книжниками. Тот же Марк свидетельствует, что «весь народ», увидев Христа, сошедшего с горы, «ужасеся», вероятно потому, что на лице Его и на всей наружности сохранился еще некий отблеск той славы, которой Господь просиял на Фаворе. Некий человек обратился к Господу с просьбой исцелить его сына, который в новолуния беснуется и тяжко страдает, бросаясь то в огонь, то в воду. Он добавил при этом, что приводил его уже к ученикам Христовым, но те не могли исцелить его. Услышав, что ученики Его не могли исцелить страждущего, хотя Он и дал им власть над нечистыми духами, Господь воскликнул: «О роде неверный, (не имеющий веры) и развращенный (не в смысле развратный, а в смысле: превратно чувствующий), доколе буду с вами, доколе терплю вас?» Одни толкователи относят этот упрек Господа к ученикам Его, По недостатку веры своей не бывших в состоянии Исцелить бесноватого, другие – ко всему народу иудейскому. Св. Матфей повествует затем, что Господь повелел привести к себе отрока и «запретил духу нечистому», и «бес вышел из него». Евангелисты Марк и Лука приводят некоторые подробности. Когда отрок был приведен, с ним случился страшный припадок бешенства. На вопрос Господа, как давно это приключилось с отроком, отец отвечал, что с младенчества и прибавил: «Аще что можеши, помози нам, милосердовав о нас». На это Господь отвечал: «Еже аще что можеши веровати, вся возможна верующему». Отец несчастного отрока со слезами возопил: «Верую, Господи, помози моему неверию», т.е. со смирением признал, что вера его несовершенна, недостаточна. Это смиренное исповедание было вознаграждено: чудо исцеления отрока совершилось.

Во время этого пребывания Господа с учениками в Галилее Он опять «учил учеников Своих и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческия, и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись» (Мар. 9:31-32). Господь видел, что теперь ученикам Его особенно нужно знать о близости Его страданий, смерти и воскресения, а потому неоднократно повторяет им это, чтобы лучше запечатлеть это в их памяти и Подготовить их к этому. Но им, все еще не отрешившимся от обычных иудейских представлений о Мессии, все это казалось чем-то непонятным.

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Исцеление бесноватаго

(Мф. 17:14-21; Мк. 9:14-29; Лк. 9:37- 43)

Укрепив веру ближайших к Себе учеников явлением им славы Своего Божества и приготовляя их к борьбе с исконным врагом Человечества диаволом, Иисус не оставил и других учеников без поддержки и наставления. Случай к этому представился на другой день после возвращения Его с горы Преображения.

К Апостолам, ожидавшим у подошвы горы сошествия Учителя, приве​дён был для исцеления бесноватый отрок; но они не могли исцелить его. Когда же возвратился Иисус Христос, к Нему обратился отец несчастнаго отрока с просьбой исцелить его сына, заявив при этом, что Апостолы не могли исполнить его просьбы. Упрекнув учеников и бывший при этом народ в неверии и развращённости, Иисус разспросил отца о том, давно ли страда​ет бесноватый и в чём выражаются действия беснования, и потребовав от отца веры в возможность исцеления, действительно изгоняет беса и отдаёт отцу совершенно здороваго отрока.

Когда вошли в дом, ученики наедине спросили Иисуса: почему мы не могли изгнать беса из страдавшаго отрока? Он отвечал: «по неверию ваше​му», и при этом объяснил им, что род сей (бесовский) изгоняется только молитвой и постом, прибавив, что если бы они имели веру с зерно горчич​ное, то могли бы и горы переставлять с места на место.

Так, в этом наставлении Своим ученикам Иисус указывает три важных средства для победы над диаволом: пост и молитву , как средства, освобождающия душу от грубых чувственных стремлений и приближающия к Богу - источнику высшей духовной силы, и веру , как средство, соединяющее человека с Богом и делающее его таким же могущественным, как и Сам Творец.

1. Ученики Иисуса Христа не могли исцелить бесноватаго, конечно, по недостатку веры у них, и ещё более у тех, которые привели бесноватаго. Иисус Христос, по сошествии с горы, застал нескольких книжников, спорящих с учениками Его. Предметом спора, вероятнее всего, было исцеление. Книжни​ки могли требовать от учеников показать, какой силой они изгоняют бесов. Сам отец бесноватаго, как видно, находился на стороне книжников: всё это могло влиять на учеников и воспрепятствовать им совершить чудо. Вот почему Иисус Христос, при рассказе о неисцелении бесноватаго, обратился и к ним и к окружающим их книжникам с упрёком в неверии и развращённости.

2. В доказательство силы веры Иисус Христос указывает ученикам, что если бы они имели веру, как зерно горушно , то могли бы передвигать горы с места на место.

Иногда спрашивают: почему же мы не видим или не знаем случаев такого передвижения гор силой веры? Происходит ли это от недостатка веры у людей настоящаго времени, или от невозможности для верующих совершать такия дела, какия Иисус приписывает силе веры? Но здесь забывают, что если не всякий верующий и не всегда пользуется верой как силой, совершающей чуде​са, то потому, что та же вера, которая в состоянии двигать горы, удержит его от безплоднаго и суетнаго передвижения гор, когда оно не будет вызвано крайней необходимостью и не может быть совершено обыкновенными средствами Че​ловеческими.

Что касается возможности для веры совершать такия черезвычайныя действия, как передвижение гор, то сомневаться в этом - значит сомневаться вообще в возможности чудес. Здесь естественно возникает вопрос о чудесах.

Не касаясь принципиальнаго решения этого важнаго вопроса, скажем вкратце, что если и в наш век неверия и сомнения в сверхъестественном и духовном случаются факты, которые нельзя объяснить ни действием известных сил фи​зических, ни искусством Человеческим и которые людьми верующими относятся к области чудес, каковы, например, многия черезвычайныя исцеления, то нет никаких оснований сомневаться в возможности чудес. А чудесное исцеление больного ничуть не ниже чудеснаго передвижения горы, с тем только различием, что в последнем случае чудо простирается на грубую бездушную природу, в то время как при исцелении на органическую и нравственную жизнь больного.

Митрополит АНТОНИЙ Сурожский (1914 - 2003) - православный епископ, философ, проповедник.
Вся жизнь митрополита Антония - это опыт построения истинно христианского существования в светском, подчас жестоком и равнодушном мире. Он на своем опыте знал, как нелегко быть истинным христианином в современном мире, и своей жизнью доказал, что это все-таки возможно. По самому строгому счету: | | | | | | | | .


ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО ОТРОКА

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В сегодняшнем Евангелии мы еще и еще раз видим отчаянную человеческую нужду и неспособность учеников Христовых исцелить человека. Недавно мы читали в Евангелии о том, что они чувствовали, что не в состоянии накормить народ, который окружал Христа; и спросили Его: почему? Почему они так бессильны? Почему они не могут помочь тем, которые с такой надеждой к ним приходят?

И Спаситель две вещи сказал. Сначала, до их вопрошания, Он сказал: приведите больного мальчика ко Мне... Это первое, что каждый из нас в состоянии сделать. Когда перед нами нужда, болезнь, отчаяние и растерянность, мы так часто стараемся своим умом помочь; и порой, в какой-то мере, мы это можем сделать. Но в конечном итоге, предельная гармония, цельность человека может быть восстановлена только Самим Богом. И поэтому мы должны помнить, что мы посланы в этот мир для того, чтобы каждого нуждающегося привести к Самому Христу, стать настолько прозрачными, настолько незаметными, чтобы люди вошли бы в общение со Христом, потому что мы их за руку к Нему привели - но только.

Второй вопрос был поставлен конкретно учениками: почему мы не смогли его исцелить?.. - Потому что не хватило веры. Не веры в то, что у них есть сила это сделать, а веры в то, что Бог может это сотворить, и что роль ученика в том, чтобы распахнуть как можно шире дверь для Бога, чтобы Он мог вступить в жизнь и сотворить чудо.

Но для того, чтобы быть способным так поступить, как Спаситель им сказал, надо пройти путем молитвы и поста. Не поста в том смысле, в котором мы о нем говорим так часто: воздержание в пище: а поста в том основном смысле, в котором святые отцы понимают это слово: отказ - или, вернее, свобода - от всего того, что нас порабощает; свобода от всего того, что нас прельщает, царственная независимость, при которой мы можем до конца принадлежать Богу и быть способными к Нему обернуться, и слушать, в глубинах нашего бытия, Его животворящее слово.

В этом и заключается, в конечном итоге, молитва: в том, чтобы мы, стряхнув с себя все узы, забыв про землю, про небо и про себя, стали перед Богом в глубоком молчании, слушая, вслушиваясь всем нашим существом в Его присутствие, в Его безмолвие, в Его слово животворящее, и отвечая Ему порой только одним словом: Аминь! Да, Господи, приемлю, да!..

И не напрасно в конце этого отрывка говорит нам Христос о том, что Ему через несколько дней надлежит быть переданным в руки человеков, которые озабочены только землей, и что они Его убьют, потому что такой свидетель свободы в Боге невыносим для них. Это предел того, к чему Он зовет учеников: отрекитесь от себя до конца! Уйдите в Бога до конца, - тогда вы станете, вероятно, чуждыми тем людям, для которых Бог чужд, в которых не живет подлинная жалость и любовь. Следуйте Моему примеру; возьмите свой крест и последуйте за Мной - но без страха! Потому что Я никуда вас не поведу, никаким путем, каким Я Сам не прошел, и этот путь, через крест, ведет к Воскресению. Аминь!

Протоиерей Алексей УМИНСКИЙ (род. 1960) - настоятель храма Святой Троице в Хохлах, член редакционного совета журнала "Альфа и Омега", духовник Свято-Владимирской православной гимназии. Ведущий телепередачи "Православная энциклопедия": | | | | | | | | | | .

НЕДЕЛЯ 4-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА "ЕСЛИ ХОТЬ СКОЛЬКО-НИБУДЬ МОЖЕШЬ ВЕРОВАТЬ, ВСЕ ВОЗМОЖНО ВЕРУЮЩЕМУ" « [Мк 9:14-27]

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее Евангелие повествует о том, как Господь, сходя с Фаворской горы, встречает толпу людей, и к Нему подходит человек и обращается c просьбой об исцелении сына. Сын испускает пену, скрежещет зубами, цепенеет… Отец всюду обращался за помощью, даже к Апостолам, и никто ему не помог. И Христос говорит такие горькие слова: «О, род неверный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?». Он просит привести к Нему отрока, спрашивает, как давно с ним происходит это несчастье, и оказывается, что тот с самого раннего детства страдает таким страшным беснованием. И отец просит Христа помочь. И на это Христос говорит: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». А отец отвечает: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». После этих слов Господь исцеляет отрока.

Вот такие слова Господь говорит: «Если хоть сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». А еще Господь говорит в конце Евангелия от Марка, перед Своим вознесением, такие слова: «Кто будет веровать, именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками, будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; на недужные руки возложат, и те будут здоровы» (см. Мк.16:16-18). Вот такие слова говорит Господь о тех, кто может веровать.

Когда мы читаем эти слова, мы никак не можем их к себе обратить, потому что не можем поверить в то, что верующему все возможно. Эти слова совершенно недоступны для нашего осознания. Как же так может быть? Как такое вообще возможно? Но эти евангельские слова - это правда, это про нас написано. Над этим в свое время горько издевался Смердяков, когда говорил: «ну если вы верующие, скажите этой горе, - пусть она сойдет и ввержется в море!» И эти издевательские слова к нам относятся.

Если мы верующие, то почему же с нами не происходит того, что происходит в Евангелии? Почему же те слова, которые Господь говорит, никаким образом не являются фактом нашей жизни? Удивительно… Если хоть сколько-то можешь веровать, все возможно верующему… Про кого это? Про нас? Про этого отца? Про конкретную ситуацию? Отец говорит: «Господи, верую, помоги моему неверию». Что стоит за этими словами? Что значит - веровать? Ведь Господь с самого начала говорит укоряющие слова: « О род неверный!» А говорит Он так людям, которые вроде бы обращаются к Нему с верой, подходят с просьбой, с молитвой: «Помоги, услышь!» Разве это не проявление веры? Разве такое обращение к Богу не есть сама вера? Но оказывается - нет, это не вера. Обращение к Богу - это еще не вера.

А в вере оказывается важным, что слово вера - это однокоренное слово со словом верность. Если нет в вере верности Богу, а только просьбы, только желание что-то для себя получить или, в крайнем случае, что-то внешнее исполнить, то какая же это вера? Именно верностью Богу проверяется наша вера, то есть следованием за Ним до конца.

Что такое верность, знает каждый из нас. По отношению к своим близким, по отношению к своим супругам, по отношению к своим детям, друзьям… все понимают, что такое верность и неверность. Но так же точно и по отношению к Богу существует верность и неверность. И вот оказывается, что по отношению к Богу хранить верность - не удается. Потому что Богу верность хранить нужно везде и всегда, в каждом конкретном случае, в простом и в сложном, в маленьком и в большом. Но когда дело касается верности Богу, очень легко сказать - что за малость, если я такую вещь сделаю… это же ерунда… если я это себе позволю, или то посмотрю или послушаю, немножечко себе позволю то, что не является угодным Богу? И вот из этого состоит вся наша жизнь, из этой неверности, из желания что-то сделать для себя, сделать так, чтобы в этот момент Бог нас не видел, чтобы Он от нас отвернулся, или мы бы от Него где-нибудь спрятались. По чуть-чуть… понемножку… по ерунде… Но оказывается, что из этого чуть-чуть и немножко вся наша жизнь состоит, поэтому никто из нас не может ни смерть победить, ни больного исцелить, ни бесов изгнать…ничего… И гору переставить, конечно, не сможет. И мы можем предстать перед Богом в молитве и услышать эти слова: «О род неверный!»

Простых вещей сделать не можем! Пост соблюсти не можем как следует. Быть ответственным за обещания, данные Богу или ближнему - послужить, поддержать, придти на помощь… Желание есть, а верности нет, именно этой верности, которой очень часто проверяется наша вера, на которой она и стоит.

И второе однокоренное слово слову вера - это слово доверие. А доверие Богу выражается в том, что человек не боится всю свою жизнь на Него возложить, не боится слов, которые мы слышали в прошлый воскресный день, когда выносили крест Животворящий: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее» (Мф. 16:24). Погубить свою жизнь ради Бога, то есть забыть о своей внешней жизни, а Богу себя посвятить, мы не можем решиться. Мы не можем до конца пойти этим путем. Мы не можем до конца услышать этот зов Божий, - Возьми крест свой и иди за Мной! Как евангельский юноша, мы готовы сделать что-то внешнее, готовы раздавать свое имение, готовы заповеди исполнять внешним образом, готовы сделать что-то внешне правильное и думать, что это и есть наша вера. А вот потом все бросить и пойти за Христом… вот здесь мы все останавливаемся, потому что это слишком страшно - идти за Христом… А в этом состоит второе основание веры - довериться Богу до конца.

И вот если ты хоть сколько-то можешь вот так веровать, говорит Господь, - тогда все возможно верующему. Тогда все для этого верующего открывается, несмотря на то, что человеческая жизнь часто складывается, как жизнь этого несчастного отца, когда человек, как писал поэт, оглядываясь видит лишь руины, лишь свои грехи, которые как шлейф за ним тянутся, и он понимает, что ничего нельзя вернуть, ничего нельзя восстановить, и то, что он натворил в своей жизни за ним идет, идет и идет… И он просит: Господи помоги в этом… Господи, помоги в том… тут и родители… тут и дети… тут и близкие… все страдают… И если ничего не получается, то по одной простой причине: потому что если хоть сколько-нибудь можешь веровать вот так, тогда все возможно верующему, а так веровать никто не может.

Поэтому и говорит евангельский отец, - верую, Господи, помоги моему неверию! - понимая, что он хочет так веровать, но не может и просит Бога этой вере помочь. Он готов на нее решиться, понимая свое бессилие. Тогда Господь приходит на помощь. И так Он и к нам может придти, если мы сможем от сердца захотеть такой веры, решиться на такое безумие: так быть верным и так Богу доверять, чтобы пойти за Ним и сказать эти слова, - верую, Господи, помоги моему неверию.

Это так важно для нас, особенно сейчас, когда мы проходим путь этой самой веры. В другом месте Евангелия Господь на недоуменный вопрос учеников, - Почему мы не могли изгнать его? - ответил: «Этот род изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17-21). Ведь пост и молитва - это как раз два образа веры. Пост - это образ верности, а молитва - это образ доверия, когда самыми главными словами нашей молитвы являются слова - Да будет воля Твоя.

И вот если пост у нас будет, как верность, а молитва, как доверие, тогда все возможно верующему. Тогда все для нас возможно. И эти два слова - пост и молитва, - которые мы привыкли слышать, должны наполниться самым настоящим содержанием: пост - это наша верность, молитва - это наше доверие. Господи, милостив буди нам грешным, помоги, Господи, нашему неверию. Аминь.

Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его. Он спросил книжников: о чем спорите с ними? Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. (Мк.9,14-31)

Синодальный перевод

Об исцелении бесноватого отрока, одержимого духом глухим и немым, рассказывают сразу три евангелиста, один из них Марк. Во всех синоптических (то есть согласных между собой) Евангелиях – от Матфея, Марка и Луки – Господь совершает это исцеление сразу же после Преображения. На горе Фавор Господь преображается – открывает Свою славу превечного Сына Божьего Своим ближайшим ученикам – братьям Иакову с Иоанном и Петру. Согласно древнему преданию, именно со слов апостола Петра записывал Благовестие Христово евангелист Марк. И в переданном им Евангелии картину исцеления мы видим глазами ученика, который был на Фаворе, а теперь вместе с Учителем возвращается к остальным ученикам и застает их спорящими с книжниками, рядом толпятся люди.

«Что случилось, – спрашивает Господь, – о чем это вы спорите?» Ситуацию для нас разъясняет отец больного отрока, который привел сына к ученикам, но те не смогли его исцелить. И в центре спора, видимо, оказывается вопрос о власти над падшими духами. В век просвещения было принято с недоверием относиться к евангельским рассказам о бесноватых: считалось, что лишь по неразвитости медицины того времени болезни и недомогания приписывались некой злой силе. А в начале XX века была абсолютная уверенность, что очень скоро наука, медицина и психоанализ объяснят нам о человеке все, но человек так и остался тайной, и о духовном мире, мире ангелов и падших духов, мы знаем из Писания и церковного учения. Знаем, что дана Господу Иисусу Христу «всякая власть на небеси и на земли».

«О род неверный, доколе буду с вами, доколе терплю вас», – произносит Господь. И к кому же обращен Его укор? Отцу ребенка? Ученикам? Книжникам? Стоящему тут же народу? Или же он обращен ко всем?

Только что на Фаворе Господ явил Себя в сиянии Своей славы, но Свое величие Сын Божий, став человеком, скрыл завесой Своей человеческой природы, Он, Воплотившись, по слову апостола Павла принял «зрак» – образ – раба. А легко ли было Всемогущему и Всеведущему Богу стать Человеком? Ведь во время Его земной жизни даже ближайшие ученики и последователи часто думали «не о том, что Божие, но о том, что человеческое…» И, может быть, эти укоризненные слова, которые у Матфея и Луки переданы еще жестче: «О род неверный и развращенный, доколе буду с вами (в церковнославянском тексте – «в вас»!), доколе терплю вас?» обращены ко всем нам? Ведь Сын Божий стал человеком «непреложно» – навсегда! И Он доныне пребывает в Своем мире, пребывает в Своей Церкви и, значит доныне нас терпит! Но это значит также и то, что доныне нас милует и нас не оставляет.

Итак, две тысячи лет назад Господь исцелил болящего отрока: Он расспросил отца, а затем повелел духу глухому и немому выйти из отрока и впредь не входить в него. И в центре этой истории, в центре этого исцеления – слова о вере. Те слова, которые произносит отец мальчика, и те слова, которые возвещает Господь: «Если только можешь, – просит отец, – помоги нам».

Конечно, это слова отчаяния, но это слова надежды. И на них Господь отвечает: «Если только можешь веровать, все возможно верующему». И тотчас отец восклицает: «Верую, Господи, помоги моему неверию!»

Конечно, вера здесь – это не слепая самонадеянность – не уверенность в своих слабых силах. Вера – это доверие Богу, Которому возможно все. Такая вера предполагает обращенность к Богу – молитву. И неслучайно поэтому, что, оказавшись наедине со Своим Учителем, смущенные ученики спрашивали, почему же они не могли сделать то, что сотворил Он, – исцелить больного, то Господь отвечал им: «Сей род изгоняется только молитвой и постом».

Это Евангельское зачало – этот евангельский отрывок звучит в Церкви во время Великого поста в четвертый воскресный день, который посвящен памяти преподобного Иоанна Лествичника. «Лествица» означает «лестница», и свое имя святой Иоанн получил по названию своей книги, в которой описал деятельное – аскетическое – восхождение от греха к добродетели, от земли на небо. И, конечно, время Великого поста и есть то время, в которое мы должны стать ближе к Богу, должны избавиться от того, что отделяет нас от любви Христовой.

Без всякого сомнения, до сих пор человечество обуреваемо теми же болезнями, о которых так ярко говорят евангелисты. И одержимым глухим и немым духом оказывается не только тот бедный отрок, но и все те люди, которые не хотят ни слышать, ни знать Евангелие, и, не имея возможности и желания обратиться ко Христу, они вдобавок оказываются еще и духовно немыми – им нечего сказать Богу! И о таком духовном заболевании еще в Ветхом Завете говорит Господь через пророка Исаию, а затем, по Воплощении, уже Сам повторяет эти слова: «Услышите и не уразумеете, и глазами смотреть будете и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».

Истинно, Христос может исцелить нас, ибо Он есть истинный Бог, Которому возможно все! Но это предполагает обращенность к Богу, молитву к Нему. И иногда человек может обращать к Богу тот вопль, который приносил отчаявшийся отец больного мальчика: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» И все мы можем молиться Богу теми словами, с которыми обращались к Нему Его ученики и апостолы: «Господи, умножь в нас веру».

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода