Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Храм в честь святителя николая в деревне чижовка. Храмы воронежской областигород воронеж Храм в чижовке

Церковь Рождества Христова на Чижовке

Поселение к югу от укрепленной крепости насчитывает более четырех веков. Первый историк нашего края Е.А. Болховитинов считал, что слобода получила название от промысла обитателей, занимавшихся ловлею и продажей чижей. Профессор университета В.П. Загоровский, подготовивший первое после революции переиздание труда Е.А. Болховитинова, предлагает другое объяснение, связанное с переносом топонима из-под Рязани. На месте Чижовки еще до строительства современного Воронежа существовал летний стан крестьян села Чижовского, которые вели здесь промысловую деятельность. Название сохранилось в памяти и позднее перешло на появившийся населенный пункт.

Слободу населяли служилые люди, позже превратившиеся в однодворцев - государственных крестьян. Первоначально поселение находилось на границе с городом, близ Бархатного бугра, но жители привыкли жить просторно и вольно, и вскоре Чижовка стала делиться на Ближнюю и Дальнюю. Каждая из них простиралась в конце XVIII столетия на две версты, граница между ними со временем прошла по Большой Чижовской улице (ныне улица 20-летия Октября).

В Дальней Чижовке находился Государев сад, созданный Петром I в конце XVII века и «насажденный, - как пишет Е.А. Болховитинов, - разными плодовитыми деревьями и венгерских лоз виноградом, также другими растениями и травами, которые по произведенным от самого государя опытам могли тут расти». Здесь же находился летний загородный дом, где отдыхали губернаторы, а рядом казенная дубовая роща в 120 десятин. В саду и в роще на протяжении XVIII века было «летнее всего города гулянье». Но в 1798 году Павел I пожертвовал все эти земли в «партикулярное владение».

В середине XIX века тут находились Викулинская и Аврамовская владельческие дачи.

Слобода являлась крупным населенным пунктом, в конце XVIII века в ней насчитывалось 2893 человека купцов, мещан, однодворцев, дворовых и крестьян. В канун крестьянской реформы здесь находился центр волости и одного из станов Воронежского уезда, состояло 1054 двора и 6679 жителей - поболее, чем в ином уездном центре. В 1909 году на Чижовке проживали 9243 человека. Хотя слободу от ближайших приходских церквей в Воронеже - Ильинской и Спасской - отделяли всего две с половиной версты, обойтись без собственной церкви чижовцам оказалось невозможным. И храмы здесь выстроили, даже два. Числились они всегда по разряду сельских, потому история их фактами небогата.

Церковь Рождества Христова существовала в Дальней Чижовке и была самой южной из всех храмов, о которых ведется наше повествование. Посвящалась она важнейшему религиозному празднику. Иисус Христос родился у девы Марии в Вифлееме в царствование Октавиана Августа. Август назначил перепись населения по всей империи, в том числе и в Палестине. У евреев перепись велась по древним коленам и родам, и дева Мария из племени Давидова должна была идти > в Вифлеем - город Давида. Предчувствие скорых родов задержало ее в пути, и она с мужем Иосифом достигла Вифлеема в числе последних. Свободные места для ночлега найти было невозможно, и они разместились в каменной пещере. И там, среди стойл, предназначенных для скота, среди сена и соломы, среди чужих людей, родился Богочеловек, нареченный Иисусом Христом. Религиозные поэты и писатели обставляли рождение Христа многими чудесными знамениями, но истина требует идти вслед за повествованиями евангелистов Матфея и Луки.

Среди полночной тишины весть о рождении Христа услышали пастухи. Им предстал ангел и сказал: «Не бойтесь: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людям, яко родися вам днесь Спаситель, иже есть Христос Господь во граде Давидове». Кроме того, рождение Иисуса было возвещено волхвам появлением на небосводе чудесной звезды.

Рождество Христово празднуется 25 декабря по старому стилю (7 января по новому). День этот почитался в православной России особо. Не случайно именно 25 декабря 1812 года появился манифест Александра I об изгнании французов из пределов империи и о принесении по такому случаю Господу Богу благодарения. Память о радостном событии должен был увековечить храм Христа Спасителя в Москве.

Рождественский храм в Дальней Чижовке был построен в начале XVIII века, как уже существующий он упоминается в 1720 году. В 1732 году здесь священствовал отец Леонтий. Деревянная церковь в 1750 году была «поновлена». Через несколько лет началось неспешное строительство каменного здания рядом с прежним. В 1783 году был освящен придел в трапезной во имя святого архидиакона Стефана.

Эллин из Малой Азии, Стефан входил в число семидесяти апостолов, избранных к своему служению самим Иисусом Христом. Он стал одним из семи диаконов, которым поручалось содержание бедных христиан. Диакон Стефан открыл доселе не завершенный список пострадавших за веру и получил наименование первомученика: он был побит камнями 27 декабря 34 года от Рождества Христова. Стефан оказался первым святым, в честь которого учредили праздник ранние христиане. В 415 году были обретены его мощи и перенесены в Константинополь.

К 1788 году завершилось строительство в камне всей церкви, 28 мая в ней начались богослужения.

Еще один придел имел своими покровителями великомучеников Флора и Лавра. Последний раз церковь перестраивалась в 1870 году и после этого вновь была освящена епископом Серафимом (Аретинским). Объем ремонтных работ и их содержание неизвестны. В алтаре тогда находилась примечательная икона «Моление Спасителя о чаше» неизвестного изографа. В 1805 году в храме служили священник Матфей Струков и диакон Андрей Пахомов. В приходе было 175 дворов, где проживали 1284 человека. В 1830-1840-е годы значится священник Василий Антонович Орлов.

Рождественской церкви принадлежали 38 десятин земли, которые сдавались в аренду. В 1880-е годы Рождественский храм считали своим духовным домом около 2000 верующих. Здесь действовала церковно-приходская школа. Имен священников дореволюционной поры и фактов внутрицерковной жизни у меня мало: сведения, кроме тех, что приведены в двух Клировых ведомостях, почти не отыскались. В августе 1902 года в придельном алтаре Флора и Лавра освятили новый иконостас. В церкви тогда служили священник Феодор Курбатов, диакон Василий Петров, псаломщик Николай Кручинин. Старостой был крестьянин Иван Мамонтов. По ведомости 1911 года священником значился Владимир Проскуряков, псаломщиком - Николай Синявский, диакона при церкви не было. Старостой с 1907 года был крестьянин Михаил Панков. Приход насчитывал 310 дворов, где проживали 1335 мужчин и 1346 женщин.

В 1920 году именно в этой церкви свои первые богослужения провел протоиерей Иоанн Андреевский (1875-1961). Состоявший прежде в качестве личного секретаря при владыках Анастасии (Добрадине) и Тихоне (Никанорове), после мученической кончины последнего он стал подвижником веры и активным борцом с обновленчеством. В храмах Рождественском и Воскресенском он проповедовал лишь несколько лет, затем оказался без места и скитался по верующим людям, пока не был арестован. В общей сложности с небольшими перерывами он провел в тюрьмах, лагерях и ссылках четверть века. Лишения не сломили его воли, отец Иоанн так и остался наставником и духовным оплотом для всех страждущих, колеблющихся и гонимых.

Церковь на Дальней Чижовке действовала все 1920-е годы. До 1924 года она находилась в руках обновленцев, затем из нее был изгнан священник Щербаков, и на его место перешел священник Александр Дитятин. 1 октября 1932 года он арестован, поводом послужил его протест против перехода причта закрытой Всесвятской церкви к Христорождественскому храму. Ориентировочной датой ее закрытия можно считать осень 1933 года. В ноябре этого года псаломщик П.И. Долгополов распоряжением архиепископа Захарии (Лобова) переводится в старинную Успенскую церковь, поскольку городской Христорождественский храм, где он служил прежде, закрылся. К этому времени пригородные слободы уже вошли в черту Воронежа. Из двух одноименных храмов в данном случае речь идет явно о Чижовском, ибо Придаченский был ликвидирован годом ранее.

Как использовалось культовое здание в тридцатые годы, неизвестно. В военном 1942 году храм оказался в эпицентре событий. В начале июля в ходе стремительного прорыва немцам удалось захватить почти всю правобережную часть Воронежа. Опасаясь контрнаступления Советский Армии с левого берега в районе ВОГРЭСа, гитлеровцы превратили все каменные здания на Чижовке в укрепленные боевые точки. Историк Александр Иванович Гринько, всю жизнь посвятивший изучению роли Воронежа в Великой Отечественной войне, писал о тактике немцев летом 1942 года: «Здания училища связи, средней школы, Рождественской церкви, кирпичного завода, казармы, водонапорной башни, как наиболее прочные, были превращены в подлинные крепости и являлись узловыми центрами обороны...».

12 августа 1942 года ударная группировка 40-й армии генерала М.М. Попова развернула наступление, в ходе которого был создан Чижовский плацдарм на правом берегу. Ожесточенные бои шли несколько дней. Выбив немцев из самого высокого здания в округе, Рождественскую церковь занял штаб 125-го стрелкового полка. Храм по-прежнему оставался мишенью для пушек и минометов, но уже с немецкой стороны. В ходе боев за Чижовку, которые продолжались 203 дня, большинство зданий были полностью разрушены. От церкви, как сообщает А.И. Гринько, не сохранилось даже фундаментов и подвалов. В документальных материалах Ворошиловского района за октябрь 1944 года значится, что Рождественская церковь на улице Солодовникова полностью уничтожена.

Верующие же воспринимали эти факты по-другому. Они считали, что руины церкви возможно отремонтировать и тем самым восстановить храм. 22 августа 1945 года они просили уполномоченного по делам религии содействовать в возвращении храма. В начале 1946 года, создав общину из 25 человек, они повторно обратились в облисполком за разрешением на открытие Рождественской церкви. 15 февраля им было отказано в связи с тем, что «сводчатое перекрытие здания церкви почти все разрушено, в стенах имеются пробоины, отсутствуют крыша, пол, оконные переплеты, двери, разрушения составляют семьдесят процентов, и такой капитальный ремонт не может быть выполнен самими верующими». Была ли это действительная причина для отклонения ходатайства верующих? Думаю, что здание действительно находилось в аварийном состоянии, потому что вскоре, возможно, в том же 1946 году, было снесено.

Сейчас на местности никаких следов храма не отыскать. Переулок Ангарский, спускающийся с холма к улице Свободной, в километре от памятника защитникам Чижовского плацдарма, весь застроен частными домами. Они появились в начале 1950-х годов, и мало кто из жителей знает о том, что было на этом месте прежде.

Облик церкви Рождества Христова на Чижовке не привлекал к себе внимания профессионального фотографа, тщетно искать ее на открытках. Только любительский снимок далеко не лучшего качества дает возможность представить, как выглядела окраинная церковь. Четырехъярусная колокольня с высокими арками звонов, низенькая трапезная в пять окон, одноглавая храмовая часть, кирпичная ограда вокруг храма - вот все, что можно почерпнуть из фотографии.

Костёл святого Симеона и святой Елены (Красный костёл) — уникальная белорусская достопримечательность. Здание католического храма, построенное в 1910 году из красного кирпича, сразу стало одним из главных религиозных и туристических объектов в Минске.

Его удивительная архитектура асимметрична, но при этом преисполнена гармонии, которую дополняет пылающий цвет красного кирпича. Здесь проводится ряд культурных мероприятий: концерты, спектакли, экскурсии, праздники, а в другие дни можно посетить религиозные службы. Привлекает также интересная и драматичная история его возникновения.

Костёл святого Симеона и святой Елены на панораме — Google Maps

Расписание служб в Красном костеле

Службы проводятся преимущественно на белорусском языке, а 1 час в день на польском. Действует следующее расписание:

  • будние дни: 7:00—19:00;
  • выходные и праздники: 8:00—21:00;
  • Ризница: 8:00—20:00;
  • Воскресная школа: 10:00—20:00.

Для всех желающих присоединиться к службе на расстоянии ведется видеотрансляция . Часовой пояс в в Минске такой же, как и в Москве, при желании смотреть трансляцию, ориентируйтесь по нему.

Концерты и культурные мероприятия

Эдвард Войнилович с самого начала хотел, чтобы задуманное им строение выполняло не только религиозную функцию, но и эстетическую и просветительскую. В итоге здание Красного костела сейчас считается одним из главных символов Минска, а в самом храме, помимо религиозных, проходят ещё и культурные мероприятия.

Регулярно здесь проводятся концерты органной музыки, выставки и экскурсии, связанные с жизнью купца Войниловича и с религиозной тематикой. Также в большом зале воспроизводит религиозные сюжеты театр «Священный огонь», исполняет песни хор «Голос души».

Панорама внутри Красного костела в Минске — Google Maps

Все католические праздники отмечаются с красотой и размахом. Например, незадолго до Рождества храм обильно украшают, что делает его вид еще более впечатляющим. На видном месте горят свечи: сколько стоит свечей, столько недель осталось до Рождества.

История

История Красного костела зародилась чуть больше века назад — в начале XX в. В Минске на тот момент остался только один храм для христиан, и тот уже не вмещал всех прихожан. Остро встал вопрос о строительстве нового религиозного сооружения, но он долго не мог решиться: постоянные проблемы с вопросом его размещения, финансирования и т. д.

Состоятельный купец Эдвард Войнилович, заметив, что в городе возникла такая проблема, решил, что судьба подала ему знак. Он очень рано потерял своих детей: Елене (Алёне) было 18 лет, а младшему, Симону, только 12. Обоих забрала болезнь. При жизни дочери Эдварда однажды приснилась Дева Мария, окружённая ангелами, и указала на некий несуществующий храм. Девушка поспешила схематично нарисовать его и показать отцу.

И вот, спустя годы, убитый горем отец смотрит на этот эскиз и понимает: всё, что теперь он может — достойно почтить память своих детей и помочь своему народу. Он заражается идеей возвести подобное сооружение и в 1904 г. обращается к властям с предложением взять на себя инициативу по возведению нового костела в Минске.

Эдвард ручался взять на себя руководство строительством и его полное финансирование, а в ответ попросил одного: возможности делать всё это без постороннего вмешательства. Ему дали добро и полную свободу. После длительных поисков купец натыкается на работы польского архитектора Томаша Пояздерского.

Он привозит творца на свою родину и начинает работу над храмом, которая продлилась 6 лет. Здание получило 2 названия: Костёл святого Симеона и святой Елены, в честь покровителей погибших детей Войниловича, и Красный костел, ввиду специфичного цвета храма, выполненного из красного кирпича.

В советские годы и в период Второй мировой войны костёл оставался на удивление цел и невредим, разорен, но не осквернен. В военные годы там было разрешено проводить службы, а в годы коммунистического режима здание было культурным центром — в нём обустраивали то театр, то академию, то музей кино. В 1990 году Красный Костёл получил прежний статус католического храма.

Архитектура

Проект костёла святого Симеона и святой Елены был доверен польскому архитектору Томашу Пояздерскому. Войнилович был очарован одной из его предыдущих работ, и в срочном порядке доставил его в Минск. Из Польши пришлось везти не только архитектора, но и материал для строительства — тот самый красный кирпич.

Костел представляет собой смешение стилей, что характерно для архитектуры рубежа XIX—XX вв. Смесь неоготики и модерна дала на выходе актуальный в те годы неороманский стиль. Здание построено как базилика с тремя башнями и пятью нефами.

Трансепт — часть строения, которая делает его крестообразным — выстроен довольно внушительного размера. Фасады и торцы трансепта украшены круглыми окнами в виде цветов под треугольными фронтонами. Крыши — двускатные и четырехскатные.

Основное внимание притягивает прямоугольная четырехъярусная башня-колокольня 50 метров в высоту, возвышающаяся в юго-восточной части сооружения. По бокам алтарной части — еще две 36-метровые башни. С точки зрения классической композиции, это необычное решение: обычно малые башни украшают собой главный фасад, но не в этом случае.

Ещё одним необычным решением стала центральная апсида в форме полуцилиндра. Изначально на её месте было 3 других апсиды, поменьше, но в советские годы здание видоизменили, подстроили под формат академии киноискусств.

Алтарь, ограждения, двери, белые скульптуры детей выполнил скульптор Зигмунд Отто. Уже в девяностых годах у храма появилась 4,5-метровая скульптура архангела Михаила, побеждающего змея, её автор — Игорь Голубев. Живопись на сводах и стенах и идеи для оконных витражей создавал художник Франциск Бруздович.

В 1909 году на главную башню костела были подняты 3 массивных колокола, каждый со своим именем: Михаил, Эдвард и Симеон. Во время реконструкции храма в 2017 году их спускали на землю, и прохожие смогли увидеть их вблизи.

Как добраться до Красного костела в Минске

Костёл найти нетрудно — он находится на Площади Независимости , крупнейшей площади центра города Минска. Если вам удобнее воспользоваться общественным транспортом, то быстрее всего доберетесь до места на метро — нужно доехать до станции «Площадь Ленина» (Московская линия). До площади ходят и автобусы: вам подойдут маршруты № 100, 69, 1, остановка «Площадь Независимости ».

Маршрут до Красного костела от ж/д вокзала Минска пешком — Google Maps

Владельцы автомобиля могут доехать по координатам: 53.896393 , 27.547624 или по адресу ул. Советская 15. Можно воспользоваться услугами такси: работают международные службы Uber, Kiwitaxi, Яндекс.Такси и местные организации.

Видео: аэросъемка Костела святого Симеона и святой Елены в Минске

Накануне престольного праздника в Свято-Никольском храме д. Чижовка г. Калуга состоялось освящение и водружение куполов и крестов на храм. Чин освящения совершил настоятель храма иерей Алексий Пелевин, председатель Епархиального отдела по работе с благочиниями и приходами. Освящение началось в сумерках в начале 10-го утра, на нем присутствовало около 40-ти человек.

С наступлением светового дня подъехала техника и начали водружать купола и кресты и, несмотря на морозное утро, верующие с благоговением ожидали установки. Как только купола и кресты были установлены, начался сильный снегопад, но он уже не смог помешать. Никольский храм в д. Чижовка построен в середине XVIII века и был очень почитаем жителями г. Калуги, так как на этом месте, некогда произошло явление Святителя Николая, в честь, которого и был построен храм. Последним его настоятелем вплоть до закрытия в конце тридцатых годов был протоиерей Иоанн Жуков. После закрытия церкви священник остался жить неподалеку и духовно окормлял местное население. После своей кончины о. Иоанн был похоронен у стен храма и даже в советские годы люди приходили и ухаживали за могилой батюшки. В советские годы храм использовался под конюшню вплоть до развала колхоза в начале 90-х годов. К середине первого десятилетия XXI века храм имел плачевный вид: алтарная апсида полностью разрушена, на центральном куполе вместо креста гнездо аистов, четверик храма не имел кровли, свод трапезной части храма был пробит в нескольких местах и также не имел кровли, колокольня дала крен.

С конца 2009 года храм Святителя Николая стал приписным к храму в честь Рождества Богородицы в г. Калуга. 19 января 2010 г. в храме после проведения начальных восстановительных работ состоялось первое богослужение. В приделе в честь Георгия Победоносца был совершен молебен с акафистом Святителю Николаю. После этого начиная с 7 января 2011 г. богослужения совершаются во все воскресные и праздничные дни. За 2011 год удалось завершить почти все восстановительные работы и подготовить к престольному празднику для начала богослужений центральную часть храма.

19 декабря 2011 года в день памяти святителя Николая настоятель храма иерей Алексий Пелевин по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента совершил малое освящение Никольского придела и первую Божественную Литургию в нем в сослужении иерея Сергия Третьякова при диаконе Виталии Королеве. По окончании праздничного молебна о. Алексей поздравил всех прихожан с престольным праздником и с освящением главного придела храма. Священник отметил важность данного события в жизни прихода и высказал убеждение, что теперь приход будет жить полноценной церковной жизнью.

Храм в честь Святителя Николая в деревне Чижовка

Адрес: 248921, Калуга, Шопинская сельская администрация, д. Чижовка

На месте чудесного явления иконы Николая Чудотворца в 1679 году был заложен храм. Из вяза, на котором была найдена икона святителя Николая, был сделан столб, в который был вставлен чудотворный образ. Перед иконой была возжена неугасимая лампада.

Князь И. Ф. Ромодановский на свои деньги на месте явления иконы построил храм, сохранившийся до настоящего времени. Его главный престол освящен в честь святителя Николая (1736), а придел - в честь великомученика Георгия Победоносца (1726). Вскоре вокруг храма выросло большое село, получившее название «Чижовка» от растущей в тех местах болотной травы чижи.
В приход Никольского храма, кроме Чижовки, входили деревни: Верховая, Боровая, Квань, Шопино, Желыбино. В XIX в. в селе была открыта церковноприходская школа, при храме имелась большая библиотека. В д. Желыбино в 1897 году (по другим источникам в 1887) была открыта школа грамоты.

Храм был закрыт в 1932 году по решению местных властей, и после закрытия в нем был размещен склад совхоза «Калужский». Одно время здесь располагалась конюшня, а затем свинарник. Сохранилась икона Святителя Николая. Сейчас она находится у В. Т. Клименко, внука последнего настоятеля Никольского храма протоиерея Иоанна Жукова (1877-1947).

В 1933 г. о. Иоанн был арестован «за религиозную пропаганду», но через год отпущен. Похоронен рядом с храмом, справа от алтаря.

С декабря 2009 г. разрушенный храм в честь Святителя Николая Чудотворца в д. Чижовка был поручен храму Рождества Пресвятой Богородицы (Никитскому) на восстановление. За отчетный период был проделан целый ряд строительных работ и к декабрю 2012 года центральная и трапезная часть храма подготовлены к богослужениям.

Минская икона Божией Матери

В иконостасе Свято-Духовой церкви есть целый ряд замечательных икон Московской академической школы. Но самая ценная реликвия - чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской.

История этого дивного образа восходит к евангельским временам. Как сообщает предание, икона была писана святым апостолом и евангелистом Лукой. Многие столетия она находилась в Византии. Более тысячи лет назад, накануне Крещения Руси, список с нее привез на свою родину из Корсуни (Херсонеса - города на Крымском полуострове) святой равноапостольный князь Владимир и установил его в возведенной в X веке Десятинной церкви. Предание гласит, что икона пятьсот лет хранилась в этой церкви Киева.

Однако в этом храме святой образ мог находиться только до 1240 г., когда во время нашествия татаро-монгол Киев был разрушен. В тяжёлую годину татарского погрома икона уцелела. Скорее всего, благочестивые жители Киева её где-то спрятали. В 1482 г. Киев подвергся очередному опустошительному набегу со стороны татар. Вероятно, тогда один из татар содрал с древней иконы Божией Матери богато украшенную ризу. А саму икону бросил в воды Днепра. Но икона Божией Матери уцелела и через некоторое время явилась в Минске на реке Свислочь против замка, где по "необыкновенному сиянию примеченная жителями города 13 августа 1500 г. была взята и поставлена в замковой Рождества-Богородичной церкви и находилась в ней 116 лет" (в Нижнем замке Минска, в Соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы).

В 1616 г. 18 октября униатский митрополит Иосиф Вильямин Рутский распорядился перенести икону из православной замковой церкви в тогдашний униатский Свято-Духов монастырь. Только после воссоединения униатов в 1839 г. эта святыня была возвращена православным. Когда в Минске открылась православная архиерейская кафедра, тогда церковь Свято-Духова монастыря, где хранилась святая икона, была переименована в Петропавловский кафедральный собор. В этом соборе Минская икона Божией Матери находилась почти до 30-х годов XX века, который был варварски взорван летом 1936 г. Незадолго до уничтожения этого храма икона была помещена в краеведческий музей.

В 1941 г. после отступления Красной Армии благочестивая православная жительница Минска выпросила у немецких оккупационных властей чудотворный образ. Художник и иконописец Г. Виер отреставрировал икону и передал её в Свято - ПетроПавловский собор (Екатериненскую церковь) на Немиге. После закрытия этой церкви в 1945 г. икона Божией Матери была перенесена в Свято-Духов кафедральный Собор, в котором свято сберегается доныне.

Святой образ Минской Богоматери пережил много лихолетий. Ему поклонялись люди многих поколений. Матерь Божия помнит их всех, прибегавших к Её заступничеству в своих молитвах.

В честь явления иконы Божией Матери в нашем городе ежегодно происходит торжественное служение и Божественная литургия во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.

По материалам сайта: http://www.minsk-old-new.com/minsk-2895-ru.htm



В микрорайоне «Чижовка» города Минска возводится храмовый комплекс в честь Великомученика Георгия Победоносца и в память всенародного подвига в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Закончено строительство первой очереди храмового комплекса - храма в честь иконы Божьей Матери «Минская». В 1994 году началось строительство храма-часовни и в 2000 году совершили его освящение.

http://chijovka.hram.by/project

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода