Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что такое мат в русском языке. Как на Руси появился мат

Как это ни печально осознавать, но мат - это неотъемлемая часть каждого языка, без которого его невозможно представить. А ведь многие века с нецензурной лексикой активно боролись, но так и не смогли победить в этой битве. Давайте же рассмотрим историю возникновения ругани в общем, а также узнаем, как появились маты в русском языке.

Почему люди злословят?

Что бы там кто ни говорил, но используют в своей речи ругательства абсолютно все люди без исключения. Другое дело, что кто-то это делает весьма редко или применяет сравнительно безобидные выражения.

Многие годы психологи изучают причины, почему мы ругаемся, хотя знаем, что это не только плохо характеризует нас, но и может стать оскорбительным для окружающих.

Выделено несколько основных мотивов почему люди матерятся.

  • Оскорбление оппонента.
  • Попытка сделать собственную речь более эмоциональной.
  • В качестве междометий.
  • Для снятия психологического или физического напряжения у того, кто говорит.
  • В качестве проявления бунта. Пример подобного поведения можно наблюдать в кинофильме " Пол: Секретный материальчик". Его главная героиня (которую отец воспитывал в строгой атмосфере, ограждая от всего) узнав, что можно материться, стала активно использовать бранные слова. Причем иногда не к месту или в странных сочетаниях, что выглядело весьма комично.
  • Для привлечения внимания. Многие музыканты, дабы выглядеть особенными, используют в своих песнях ненормативную лексику.
  • В целях успешной адаптации в определенной среде, в которой матерные слова заменяют собою обычные.
  • Как дань моде.

Интересно, по какой из этих причин ругаетесь вы?

Этимология

Прежде чем узнать, как появились матерные слова, интересно будет рассмотреть историю возникновения самого существительного "мат" или "матерщина".

Принято считать, что оно было образовано от термина "мать". Лингвисты полагают, что это столь уважаемое всеми понятие превратилось в название нецензурной лексики из-за того, что первыми ругательства у славян были направлены на оскорбления их матерей. Именно отсюда и пошли выражения "посылать к матери" и "материться".

Кстати, о древности термина свидетельствует его наличие и в других славянских языках. В современном украинском используется похожее название "матюки", а в белорусском - "мат" и "матарызна".

Некоторые ученые пытаются связать это слово с его омонимом из шахмат. Они утверждают, что он был заимствован из арабского через посредничество французского языка и означает "смерть короля". Однако данная версия весьма сомнительна, поскольку в таком смысле слово появилось в русском лишь в XVIII в.

Рассматривая вопрос о том, откуда пошли маты, стоит узнать, как называют их аналоги другие народы. Так, поляки применяют выражения plugawy język (грязный язык) и wulgaryzmy (вульгаризмы), британцы - profanity (богохульство), французы - impiété (неуважение), а немцы - Gottlosigkeit (безбожие).

Таким образом, изучая названия самого понятия "мат" в разных языках, можно узнать, какие именно типы слов считались первыми ругательствами.

Наиболее известные версии, объясняющие, откуда пошли маты

Историки до сих пор не пришли к единому решению касаемо происхождения брани. Размышляя над тем, откуда пошли маты, они сходятся во мнении, что изначально они были связаны с религией.

Одни полагают, что бранным словам в древности приписывались магические свойства. Не зря один из синонимов матерщины - проклятья. Именно поэтому их произношения запрещалось, так как могло стать причиной чужой или собственной беды. Отголоски этой веры можно встретить и сегодня.

Другие считают, что для предков мат был своеобразным оружием против врагов. Во время споров или сражений принято было хулить богов, защищающих противников, якобы это делало их слабее.

Есть и третья теория, которая пытается объяснить, откуда пошли маты. Согласно ей, ругательства, связанные с половыми органами и сексом, были не проклятиями, а, наоборот, мольбами к древним языческим богам плодородия. Именно поэтому их произносили в трудную минуту. То есть фактически они были аналогом современного междометия: "О, Боже!"

Несмотря на кажущуюся бредовость данной версии, стоит отметить, что она может быть довольно близка к истине, ведь объясняет появления сексоцентричной ненормативной лексики.

К сожалению, ни одна из вышеперечисленных теорий не дает однозначного ответа на вопрос: "Кто создал матерные слова?" Принято считать, что они плод народного творчества.

Некоторые полагают, что ругательства придумывались жрецами. А их "паства" заучивались наизусть как заклинания, чтобы употребить, по мере надобности.

Краткая история нецензурной лексики

Рассмотрев теории о том, кто придумал матерные слова и зачем, стоит проследить их эволюцию в обществе.

После того как люди вышли из пещер, начали строить города и организовывать государства со всеми их атрибутами, отношение к ругани стало приобретать негативный оттенок. Бранные слова запрещались, а персоны, их произносящие, сурово наказывались. Причем самыми страшными считались именно богохульства. За них могли изгнать из общины, клеймить каленым железом или и вовсе казнить.

В то же время за сексоцентричные, анималистические выражения или те, которые связаны с функциями организма, кара было гораздо меньшей. А иногда и вовсе отсутствовала. Вероятно, поэтому они чаще использовались и эволюционировали, а их число росло.

С распространением христианства в Европе нецензурной лексике была объявлена очередная война, которая также была проиграна.

Интересно что, в некоторых странах, как только власть церкви начала слабеть, употребление мата становилось символом свободомыслия. Так случилось во время Французской революции, когда неистово бранить монархию и религию было модно.

Вопреки запретам, в армиях многих европейских государств были профессиональные хулители. Их обязанностями было материть врагов во время сражения и демонстрировать интимные органы для пущей убедительности.

Сегодня нецензурные выражения продолжают осуждаться большинством религий, но не преследуются так сурово, как столетия назад. Их публичное использование карается небольшими штрафами.

Несмотря на это, в последние несколько десятилетий можно наблюдать очередное превращение ругательств из табу в нечто модное. Сегодня они везде - в песнях, книгах, в кино и на телевидении. Более того, ежегодно продаются миллионы сувениров с нецензурными надписями и знаками.

Особенности мата в языках разных народов

Хотя отношения к ругани в разных странах во все века было идентичным, у каждого народа сформировался собственный перечень бранных слов.

К примеру, традиционная украинская матерщина строится на основе названий процесса дефекации и его продукта. Кроме того, используются названия животных, чаще всего собаки и свиньи. Название вкусной хрюшки стало матом, вероятно, в период казатчины. Основными врагами казаков были турки и татары - то есть мусульмане. А для них свинья - нечистое животное, сравнения с которой весьма оскорбительно. Поэтому, чтобы раззадорить врага и вывести его из равновесия, украинские воины сравнивали врагов с хрюшками.

Многие маты английского языка пришли в него из немецкого. К примеру, это слова shit и fuck. Кто бы мог подумать!

В то же время менее популярные ругательства и правда были заимствованы из латыни - это defecate (испражняться), excrete (выделять), fornicate (блудить) и copulate (совокупляться). Как видите, все слова такого рода - старье, которое сегодня нечасто используются.

А вот не менее популярное существительное ass сравнительно молодо и стало широко известным лишь со второй половины XIX в. благодаря морякам, которые случайно извратили произношения термина "осел" (arse).

Стоит отметить, что в каждой англоязычной стране существуют ругательства, характерные именно для ее обитателей. К примеру, вышеупомянутое слово популярно в США.

Что касается других стран, то в Германии и Франции большинство нецензурных выражений связаны с грязью или неаккуратностью.

У арабов за мат можно попасть в тюрьму, особенно если оскорбить Аллаха или Коран.

Откуда взялись матерные слова в русском языке

Разобравшись с другими языками, стоит уделить внимание российскому. Ведь именно в нем нецензурная лексика фактически является сленгом.

Итак, откуда пошел русский мат?

Существует версия, что ругаться предков научили монголо-татары. Однако сегодня уже доказано, что эта теория ошибочна. Найден ряд письменных источников более раннего периода (чем появление орды на славянских землях), в которых зафиксированы неприличные выражения.

Таким образом, разбираясь в том, откуда пошел мат на Руси, можно сделать вывод, что он существовал здесь с незапамятных времен.

Кстати, во многих древних летописях встречаются упоминания о том, что князья нередко бранились друг с другом. При этом не указывается, какие именно слова они употребляли.

Не исключена возможность, что запрет на брань существовал и до прихода христианства. Поэтому в официальной документации и не были упомянуты ругательства, что мешает хотя бы приблизительно установить, откуда пошел мат на Руси.

Но если учесть, что самые популярные нецензурные слова встречаются преимущественно только в славянских языках можно предположить, что все они возникли в праславянском. По-видимому, предки злословили не меньше их потомков.

Сложно сказать, когда появились в русском языке. Ведь самые популярные из них были унаследованы из праславянского, а значит, были в нем с самого начала.

Слова, созвучные некоторым из столь популярных сегодня ругательств, приводить которые мы не будем из этических соображений, можно найти в берестяных грамотах XII-XIII вв.

Таким образом, на вопрос: "Откуда пошли маты в русском языке?", можно смело отвечать, что они присутствовали в нем уже в период формирования.

Интересно, что в дальнейшем радикально новых выражений не было придумано. Фактически эти слова и стали тем ядром, на котором строится вся система российской нецензурной лексики.

Зато на их основе за следующие столетия были созданы сотни однокоренных слов и выражений, которыми так гордится сегодня практически каждый россиянин.

Говоря о том, откуда пошел русский мат, нельзя не упомянуть о заимствованиях из других языков. Особенно это актуально для современности. После распада СССР началось активное проникновение в речь англицизмов и американизмов. Среди них были и нецензурных.

В частности, это слово "гондон", или "гандон" (о его написании лингвисты еще спорят), образованное от condom (презерватив). Интересно, что в английском оно не является матерным. Зато в русском еще как. Поэтому, отвечая на вопрос о том, откуда пошел русский мат, стоит не забывать и о том, что в столь распространенных сегодня на нашей территории нецензурных выражениях имеются и иноязычные корни.

Грех или не грех - вот в чем вопрос!

Интересуясь историей нецензурной лексики, чаще всего люди задаются двумя вопросами: "Кто придумал маты?" и "Почему говорят, что это грех, если употреблять бранные слова?"

Если с первым вопросом мы разобрались, то пора перейти ко второму.

Итак, те, кто называют привычку браниться - греховной, ссылаются на запрет ее в Библии.

И правда, в Старом Завете не раз осуждается злословие, при этом в большинстве случаев имеет в виду именно такая его разновидность, как богохульство - которое и правда является грехом.

Также в Новом Завете уточняется, что Господом может быть прощено любое хуление (злословие), кроме направленного на Духа Святого (Евангелие от Марка 3:28-29). То есть вновь осуждается именно ругань, направленная против Бога, в то время как другие ее виды считаются не столь серьезными нарушениями.

Кстати, следует учитывать тот момент, что далеко не все маты касаются Господа и хуления Его. Более того, простые фразы-междометия: "Боже мой!", "Бог его знает", "О, Господи!", "Матерь Божья" и подобные им технически тоже могут считаться грехом исходя из заповеди: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его всуе" (Исх. 20:7).

А ведь подобные выражения (которые не несут в себе никакой негативной настроенности и не являются ругательствами) есть практически в любом языке.

Что касается других авторов Библии, которые осуждают мат, то это Соломон в "Притчах" и Апостол Павел в посланиях к Ефесянам и Колоссянам. В этих случаях речь шла именно о бранных словах, а не богохульстве. Однако, в отличие от десяти заповедей, в этих местах Библии ругань не преподноситься как грех. Она позиционируется как негативное явление, которого следует избегать.

Следуя этой логике, получается, что с точки зрения Священного Писания грехом можно считать только богохульные маты, а также те выражения-восклицания, в которых каким-то образом упоминается Всевышний (включая междометия). А вот прочие ругательства, даже те, что содержат упоминания демонов и прочей нечисти (если они никак не хулят Творца), являются негативным явлением, но технически они не могут считаться полноценным грехом.

Более того, в Библии упоминается случаи, когда Сам Христос бранился, именуя фарисеев "порождениями ехиднины" (змеиное отродье), что явно не было комплиментом. Кстати, это же ругательство употреблял и Иоанн Креститель. Всего оно встречается в Новом Завете 4 раза. Выводы делайте сами...

Традиции использование матов в мировой литературе

Хотя это и не приветствовалось ни в прошлом, ни сегодня, но нецензурные выражения нередко используются писателями. Чаще всего это делается для того, чтобы создать соответствующую атмосферу в своей книге или выделить персонажа среди других.

Сегодня этим уже никого не удивишь, но в прошлом это было редкостью и, как правило, становилось причиной скандалов.

Еще одной жемчужиной мировой литературы, которая известная многочисленным употреблением брани, является роман Джерома Сэлинджера "Над пропастью во ржи".

Кстати, пьеса "Пигмалион" Бернарда Шоу в свое время также подвергалась критике за использование слова bloody, которое считалось ругательным в британском английском того времени.

Традиции использования мата в российской и украинской литературе

Что касается русской литературы, то еще Пушкин "баловался" матами, составляя рифмованные эпиграммы, а Маяковский и вовсе активно их использовал, не стесняясь.

Современный украинский литературный язык берет свое начало с поэмы "Энеида" Ивана Котляревского. Ее можно считать чемпионом по количеству матерных выражений XIX в.

И хотя после выхода этой книги, ругательства продолжали быть табу для писателей, это не помешало Лесю Подеревянскому превратиться в классика украинской литературы, коим он продолжает оставаться и по сей день. А ведь большинство его гротескных пьес не просто полны мата, на котором герои попросту разговаривают, но и откровенно неполиткорректны.

Занимательные факты

  • В современно мире матерщина продолжает считаться негативным явлением. При этом ее активно изучают и систематизируют. Поэтому почти для каждого языка созданы сборники наиболее известных ругательств. В Российской Федерации это два словаря мата, написанные Алексеем Плуцер-Сарно.
  • Как известно, законодательство многих стран запрещает публикации фотографий, на которых изображены неприличные надписи. Этим и воспользовался однажды Мэрилин Мэнсон, которого достали папарацци. Он просто написал ругательство маркером на собственном лице. И хотя публиковать подобные фото никто не стал, но в интернет они все же просочились.
  • Всем, кто любит использовать ненормативную лексику без видимых на то причин, стоит задуматься о собственном психическом здоровье. Дело в том, что это может быть не безобидная привычка, а один из симптомов шизофрении, прогрессивного паралича или синдрома Туретта. В медицине даже есть несколько специальных терминов для обозначения психических девиаций связанных с матом - копролалия (непреодолимое желание ругаться без повода), копрография (влечения к написанию ненормативной лексики) и копропраксия (болезненное стремление показывать неприличные жесты).

Вокруг русских матов существует масса мифов, не соответствующих действительности. Например, российские лингвисты и историки распространили о мате два мифа: что русские стали материться в ответ на «татаро-монгольское иго» и что матерщина - якобы «порождение славянского язычества».

Предки наши разделяли некоторые слова на:
1. Матерные слова - это слова от матери, т.е. её благовсловение!
2. Бранные слова - это слова используемые на поле брани, чтобы запугать врага!
3. Сквернословие - это то самое нехорошее, чего не стоит говорить!
Все эти пункты были сведены врагами нашей Расы к одному и сейчас означают одно и то же, т.е нехорошие слова!

О вреде мата написано очень много. Давно-давно прочёл статью одного писателя, не помню уже его фамилию. Он с благородным гневом обрушился на мат. Долго и убедительно он доказывал насколько это гадко и мерзко. В заключение он привёл единственный ему известный случай полезности мата.

Перескажу этот случай и я. Едет товарный поезд, но в нём везут людей. Не помню почему, но по ту сторону вагона оказался человек. Он держится из последних сил. Вот-вот сорвётся и погибнет. Мужчины в вагоне пытаются открыть дверь и его втащить. Но дверь заклинило, и она не поддаётся. Мужчины уже выдохлись и мысленно уже смирились с потерей, но продолжают возиться. И тут произошло неожиданное.

Скромненькая тихенькая девчушка как крикнет: «Эх вы, мужики, мать вас, перемать! Ану взялись!». И произошло чудо. В мужчин открылась дикая сила. Мышцы напряглись в едином порыве, дверь отлетела, и человека спасли. Потом в девушку спрашивали, ну как же она решилась такое сказать. А она покраснела, потупилась и от стыда не могла ни слова произнести.

Тут автор попал в точку, сам того не подозревая. Суть в том, что мат и рассчитан для исключительных случаев. В России матерные слова ещё называют бранными. Вот стоишь ты на поле брани израненный, обессиленный и, пошатываясь, опираешься на свой меч. А на тебя прут враги. Для них и даже для тебя исход встречи очевиден. Но ты подымаешь голову, смотришь на них долгим взглядом и говоришь: «Ну подходите, б-ди, так вас перетак-переэтак!!». И происходит чудо. В тебе открывается дикая сила. И засвистел твой меч, как лопасти вертолёта, и покатились головы твоих врагов с изумлённым выражением на лицах. Ты потом и сам удивляешься. Вот, что такое мат, вот зачем он нужен.

Наши предки отлично знали и понимали силу мата. Они пронесли его столетия, а может и тысячелетия, а ведь не дурачки были. Мат как раз и нужен в экстренных, критических ситуациях. Запрет создаёт запас энергии, как аккумулятор, точнее как конденсатор. Потому, что аккумулятор отдаёт энергию медленно, а конденсатор разряжается мгновенно. Этот выплеск энергии и творит чудеса. Любой народ, народец и даже племя имеют запретные слова, слова на которые наложено табу. Это общее свойство людей, точнее, свойство общности людей. Бороться с этим свойством так же глупо, как создавать нового человека. Почему русский мат такой развитый? Да потому, что история наша тяжёлая. Кто знает, может благодаря мату и выжили, и сохранились как народ.

Вот предлагают для борьбы с матом ввести матерные слова в обычный обиход, перестать считать их матерными. И что будет? А вот что. Стоишь ты на поле брани израненный, обессиленный и пошатываясь опираешься на свой меч. А на тебя прут враги. Для них и даже для тебя исход встречи очевиден. Но ты подымаешь голову, смотришь на них долгим взглядом и говоришь: «Ну подходите, б-ди, так вас перетак. А потом ещё переэтак». А чуда не происходит. Нет уже в этих словах энергии. Звучат эти слова как: что-то погода испортилась. Нет у тебя скрытого резерва. И берут тебя тёпленького и насилуют твою жену у тебя на глазах, и уводят твоих детей в рабство. Низведение матерных слов до обычных разряжает народ, делает его вялым и дряблым.

МИФЫ И ПРАВДА О РУССКОМ МАТЕ

Вокруг русских матов существует масса мифов, не соответствующих действительности. Например, российские лингвисты и историки распространили о мате два мифа: что русские стали материться в ответ на «татаро-монгольское иго» и что матерщина - якобы «порождение славянского язычества».

На самом деле славяне никогда не матерились. В том числе у белорусов и украинцев, как и у поляков, до российской оккупации 1795 года самыми скверными ругательствами были только «курва» (продажная девка) и «холера» (болезнь). Ни Киевская Русь, ни ВКЛ, ни Речь Посполитая не сохранили ни одного документа с матом и ни одного распоряжения властей о борьбе с матерщиной, хотя в Московии подобных документов в огромном избытке.

Если бы не российская оккупация, то белорусы (литвины), украинцы и поляки не матерились бы и сегодня. Сегодня, впрочем, поляки все-таки почти не матерятся, а словаки и чехи ВООБЩЕ не матерятся.

И это вполне нормально, ибо большинство народов мира не знают матов - как не знали их и славяне, балты, романцы, германцы. Сексуальная лексика у них крайне скудная (по сравнению с русской), а многие языки вообще при сквернословии не используют сексуальные темы. Например, французское «con» передает с разными артиклями название и мужского, и женского полового органа, а предел сквернословия французов - просто назвать оппонента этим словом. И лишь только в английском языке и лишь в начале ХХ века, и лишь в США - появилось ругательство «mother fucker», аналога которому нет в Европе, и которое было калькой русских матов - его и внесли в язык США эмигранты из России (см. В.Бутлер «Происхождение жаргона в США», 1981, Нью-Йорк).

Таким образом, матерщина - это вовсе не «порождение славянского язычества», ибо славяне-язычники не матерились.

Мифом является и суждение, что «в древней Руси матерились». В Киевской Руси никто не матерился - матерились только в Московии, но она-то как раз Русью и не являлась.

Первые упоминания о странной привычке московитов говорить матами историки находят в 1480 году, когда князь Василий III наравне с сухим законом требовал от московитов перестать материться. Затем Иван Грозный велел "кликать по торгам", чтобы московиты "матерны бы не бранились и всякими б непотребными речами скверными друг друга не укоряли".

Затем немецкий путешественник Олеарий, приехавший в Московию, с прискорбием отметил широчайшую распространенность матерщины: «Малые дети, еще не умеющие назвать ни Бога, ни мать, ни отца, уже имеют на устах непотребные слова».
В 1648 году царь Алексей Михайлович задумал «извести заразу» и дал царский указ, чтобы "песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребной лаею не бранилися... А которы люди учнут кого бранить матерны и всяко лаею - и тем людям за такие супротивные христианскому закону за неистовства быти от Нас в великой опале и в жестоком наказаньи".

Московский священник Яков Кротов отмечает:

«На протяжении и XVII, и большей части XVIII века в Московии спокойно относились именно к матерной брани. Простой пример: около Савинно-Сторожевского Звенигородского монастыря, расположенного в трех километрах от Звенигорода, протекает ручеек, и во всех писцовых книгах, начиная с конца XVI столетия, когда была составлена первая, совершенно нормально писцы фиксировали название этого ручья, протекавшего по земле, которая принадлежала монастырю. Первая буква была "п", вторая половина оканчивалась на "омой". Кто ходил сюда мыться от Звенигорода, за несколько километров? Не совсем понятно. Но, так или иначе, в конце XVIII века, когда проводится генеральное межевание России, составление полной карты Российской империи, по указу Екатерины Великой все названия, которые содержат в себе непристойную лексику, матерные корни, заменяют на более благозвучные. С тех пор переименован и этот звенигородский ручей».

До сей поры на картах Московии-России существовали тысячи топонимов и гидронимов, созданных на основе матерных слов.

Ничего подобного в это время ни в Беларуси-Литве, ни в Руси-Украине тогда не было - там народ матов не знал.

Это обстоятельство вроде бы можно было бы объяснить тем, что белорусы и украинцы никогда не были под Ордой, а московиты в Орде триста лет жили, а потом в ней власть захватили, присоединив Орду к Московии. Ведь раньше советские историки так и считали: что маты московитов явились якобы их ответом на «татаро-монгольское иго».

Например, Владимир Кантор, беллетрист и член редколлегии российского журнала "Вопросы философии" недавно писал:

«Но в России появляется во время татар слово "эбле", которое производное нам, русским людям, понятно, связано с поношением матери и так далее, по-тюркски значило просто жениться. Татарин, захватывая девушку, говорил, что он "эбле" ее, то есть берет ее. Но для любого русского простолюдина, у которого отбирали дочь, жену, сестру, он совершал насилие над женщиной, и в результате это слово приобрело абсолютно характер изнасилования. Что такое матерные слова? Это язык изнасилованных, то есть того низшего слоя, который чувствует себя все время вне зоны действия высокой культуры и цивилизации, униженным, оскорбленным, изнасилованным. И как всякий изнасилованный раб, он готов применить это насилие по отношению к своему сотоварищу, а если получится, разумеется, и к благородному».

На первый взгляд, версия кажется складной. Однако она ошибочна.

Во-первых, нынешние татары Казани (тогда булгары) точно так «изнывали от татарского ига» (ибо Казань была в равной мере вассалом татар, как и Москва), но никаких матов почему-то не родили миру.

Во-вторых, татары Орды не были тюрками, а были смесью тюркских и финно-угорских племен. По этой причине они присоединили к Орде финнов Суздаля-Московии (мордва, мокша, эрзя, мурома, меря, чудь, мещера, пермь) и стремились объединить все уходившие с Волги в Европу финно-угорские народы, в том числе дошли до Венгрии, народ которой считали «своим по праву».

В-третьих, никакого «татарского ига» не было. Москва платила татарам только налог (половину которого себя за труды по его сбору оставляла - на чем и возвысилась) и выставляла свое московское войско для службы в армии Орды. Никогда не было такого, чтобы татары захватывали в жены девушек Московии - это современные выдумки. В рабы - захватывали во время войн, но точно так славян сотнями тысяч в рабы захватывали сами московиты (например, 300 тысяч белорусов были захвачены московитами в рабство в войне 1654-1657 гг.). Но рабыня - это не жена.

Вообще говоря, вся эта версия Владимира Кантора «высосана» из пальца лишь на двух сомнительных основаниях: на наличии в языке тюрок слова «эбле» (жениться) и на мифе про пресловутое «татарское иго». Этого весьма мало, тем более что без объяснения остаются другие главные матерные слова русского языка. А они-то как образовались?

Хотя должен заметить, что эта гипотеза Кантора - уже некий прорыв в теме, ведь раньше советские историки вообще писали, что московиты просто переняли маты у татаро-монголов, мол - те научили московитов материться. Однако ни в языке тюрок, ни в языке монголов никаких матов нет.

Так вот есть два серьезных обстоятельства, полностью опровергающих гипотезу Кантора про происхождение одного из русских матов от тюркского слова «эбле» (жениться).

1. Раскопки академика Валентина Янина в Новгороде привели в 2006 году к открытию берестяных грамот с матами. Они намного древнее, чем приход в Суздальское княжество татар. Что ставит ЖИРНЫЙ КРЕСТ на вообще попытке историков увязать маты московитов с языком татар (тюркским).

Мало того, эти маты на берестяных грамотах Новгорода соседствуют с элементами финской лексики - то есть, люди, их писавшие, были не славянами (колонистами ободритами Рюрика, приплывшими с Полабья и построившими тут Новгород), а местными полуславянизированными колонистами Рюрика финнами (или саамами, или чудью, весью, муромой).

2. Есть в Европе еще один народ, кроме московитов, который матерится уже тысячу лет - и ТЕМИ ЖЕ САМЫМИ РУССКИМИ МАТАМИ.

Это - венгры.

ПРАВДА О ПРОИСХОЖДЕНИИ РУССКИХ МАТОВ

Впервые о венгерских матах российские историки узнали совсем недавно - и были крайне удивлены: ведь венгры - не славяне, а финно-угры. Да и не были ни под каким «татаро-монгольским игом», ибо ушли с Волги в Центральную Европу за века до рождения Чингисхана и Батыя. Например, московский исследователь темы Евгений Петренко крайне обескуражен этим фактом и признает в одной из публикаций, что «это полностью запутывает вопрос происхождения русских матов».

На самом деле это не запутывает вопрос, а как раз и дает полный ответ.

Венгры используют маты, абсолютно аналогичные матам Московии, с самого времени прихода в Европу с Волги.

Ясно, что гипотеза Кантора про происхождение одного из русских матов от тюркского слова «эбле» (жениться) - никак не применима к венграм, ибо тюрки не заставляли их девушек силой вступать в брак. Да и тюрок никаких вокруг венгров в Центральной Европе нет.

Евгений Петренко отмечает, что сербское матерное выражение "ебене слунце в пичку" появилось исторически недавно - всего лет 250 назад, и было перенято сербами у венгров в период, когда Сербия попала из турецкого ига под власть Австро-Венгрии при императрице Марии-Терезе. Венгерские летописи еще средневековья переполнены такими матами, которые больше нигде и ни у кого вокруг (славян, австрияк, немцев, итальянцев и пр., в том числе турок) не существовали. Их сербам тогда несла венгерская колониальная администрация, венгерская армия и венгерская аристократия.

Почему же маты венгров абсолютно идентичны матам московитов?

Ответ может быть только один: ЭТО ФИННО-УГОРСКИЕ МАТЫ.

Напомню, что венгры, эстонцы, финны и русские - это один и тот же финский этнос. Русские, правда, были отчасти славянизированы киевскими попами, насаждавшими у них православие. Но вот исследования генофонда русской нации, проводившиеся в 2000-2006 годах РАН (о чем мы ранее подробно рассказывали), показали, что по генам русские абсолютно идентичны финскому этносу: мордве, коми, эстонцам, финнам и венграм.

Что и не должно удивлять, ибо вся Центральная Россия (историческая Московия) - это земля финских народов, а все топонимы ее - финские: Москва (народа мокша), Рязань (народа эрзя), Муром (народа мурома), Пермь (народа пермь) и т.д.

Единственным «белым пятном» остается вопрос древнего наличия матов в Эстонии и Финляндии. Судя по тому, что берестяные грамоты Новгорода с матами могли с большой вероятностью писаться саамами (а не чудью или муромой), так же населявшими Эстонию и Финляндию, маты должны быть издревле у эстонцев и финнов тоже. Этот нюанс нуждается в уточнении.

С другой стороны, в финно-угорских этносах маты могли родить именно угры. То есть венгры и оставшиеся жить в землях будущей Московии им родственные народы. Угорская группа языков включает сегодня только венгерский язык и обско-угорские хантыйский и мансийский. В прошлом эта группа была куда как более мощной, в том числе, предположительно, включала народ печенегов, ушедших с венграми в Центральную Европу и по пути расселившихся широко над Крымом и в степях Дона (их якобы истребили татары). В самой же Московии главным этносом был мордовский этнос мокша (моксель на его языке), давший название реке Моксва (Moks мокша + Va вода), измененное в киевском языке на более благозвучное славянам «Москва». И этнос эрзя (со столицей Эрзя и государством Великая Эрзя, позже измененной на Рязань). В пермской группе коми и удмуртов выделялось государство Великая Пермия. Все это - историческая территория исконного распространения матов.

Таким образом, нелеп сам термин «русские маты». Ибо они вовсе не русские (в понимании Руси как Киевского Государства), а финские. Оставшиеся в языке туземного финского населения Московии как субъекты своего дославянского языка.

СУТЬ МАТОВ

В чем суть русских матов?

Ясно, что российских исследователей вопроса всегда смущало то обстоятельство, что у русских есть маты, а у славян и других индоевропейцев - их вообще нет. Поэтому в данном вопросе россияне всегда, под спудом некоего «комплекса неполноценности», вместо научного рассмотрения пытались оправдаться или «загладить вину». То славян пытались к матерщине приплести - мол, это славянское язычество такое. Но не вышло - ибо славяне никогда не матерились, а русские - это не славяне. То пытались показать, что русские маты придумали не просто так, а в ответ на иго татар. И это не вышло: у венгров точно те же маты, но никакого «татарского ига» у них не было.

Справедливости ради следует сказать, что русские - это действительно несчастный народ бывших финских этносов, судьба которого на протяжении последней тысячи лет просто ужасна.

Вначале его завоевали в свои рабы младшие князья Киева, которым своих княжеств на Руси Киева просто не досталось. Поскольку тут в будущей Московии никаких славян отродясь не было, князья и их дружины относились к местному финскому населению как к рабам. Именно киевские князья ввели в Московии крепостное право (то есть рабовладельчество), что было дико в Киеве по отношению к крестьянами своего этноса. Напомню, что ни на Украине, ни в Беларуси-Литве никогда до российской оккупации 1795 года крепостного права не было, а кроме Московии крепостное право существовало еще в Европе только в одном месте - в Пруссии, где точно так немцы сделали рабами местных пруссов-инородцев и местных славян.

Затем эти порабощенные Киевской Русью финские земли попадают под власть Орды заволжских татар, столица которых располагалась возле нынешнего Волгограда. Те создавали Империю тюрок и финно-угров, поэтому ментально Суздальские земли тянулись к Орде, а не к индоевропейской Руси Киева и Литве-Беларуси ВКЛ (стране западных балтов). Мало того, княжеская элита земель будущей Московии нашла в Орде весьма удачное обоснование своей рабовладельческой власти над местным финским населением: восточные традиции возводили правителей в ранг Бога, чего никогда не было у европейцев, в том числе у Византии и РПЦ Киева, Русь крестившей.

Эти два главных довода навсегда отвратили Московию от Руси и Киева, создали новый восточный тип государства - полную сатрапию.

Поэтому у финно-русов (московитов) были все основания всех материть: свободно они жили только в своих национальных финских государствах (от которых остались только финские топонимы) до прихода киевских поработителей. А затем настала тысяча лет полного рабства: сначала рабства в составе Киевской Руси, затем то же самое рабство, но уже когда над киевскими поработителями сверху сидели еще татарские поработители, а потом поработители стали именоваться «Московскими Государями». До 1864 года (отмены крепостного права) народ оставался в состоянии порабощенных туземцев, то есть рабов, а аристократия его презирала равно с той же долей презрения, как англичане и французы презирали в XIX веке завоеванных ими негров Африки.

Да, от такого тысячелетнего гнета Киевской Руси, Орды и затем Московии-России с избытком достаточно ненависти в финском народе, чтобы родить маты - как туземный сленг сквернословия в отношении угнетателей.

Но… Мы видим, что эти маты существовали у финно-угров еще до их порабощения соседями с Запада и с Востока. И существуют у венгров, которые весьма удачно сбежали с Волги в Европу, избежав участи своих соплеменников.

Это означает, что маты финно-угров зародились вовсе не как ответ поработителям, а как нечто свое внутреннее, чисто исконное и без какого-то внешнего влияния. Ибо финно-угры матерились ВСЕГДА.

Часть исследователей высказывает такую точку зрения: маты - это часть некоей мистической культуры, в ряду заговоров или проклятий. В том числе некоторые (А. Филиппов, С.С. Дрозд) находят, что ряд матерных ругательств в сути означает не что-то оскорбительное, а пожелание смерти. Например, отправление в «п…», как они пишут, означает пожелание идти туда, откуда родился, то есть - уйти из жизни снова в небытие.

Так ли это? Сомневаюсь.

Была ли у финно-угров в прошлом, в эпоху зарождения матов, такая мистическая культура, в которой бы использовались сексуальные темы матерщины? Лично мне трудно это представить. Да, сексуальные темы присутствуют у всех древних народов - но как символы плодородия. А в нашем случае речь идет совсем о другом. И никакой «мистической культуры» или «языческих культов» тут просто нет.

Как мне кажется, наиболее верно суть матов находит московский священник Яков Кротов:

«Один из современных православных публицистов игумен Вениамин Новик опубликовал несколько статей против сквернословия, против матерной ругани. В этих статьях он подчеркивает, что матерная брань связана с материализмом. Тут своеобразная игра словами, с диаматом. "Почему разрядка, а матерная брань, сквернословие, это часто оправдывают как эмоциональную разрядку, должна происходить, - пишет игумен Вениамин, - за счет других людей? Матерщиннику же непременно нужно, чтобы кто-нибудь его слышал. Матерная ругань - есть прежде всего симптом эволюционной недоразвитости. Биологи знают, что в животном мире существует ярко выраженная связь между агрессивностью и сексуальностью, и некоторые "особо одаренные" (саркастически пишет игумен Вениамин) особи используют свои гениталии для устрашения противника. А некоторые не менее одаренные представители семейства гомо сапиенс делают то же самое словесно. Эксгибиционисты просто более последовательны". Это опровержение сквернословия и отпор ему с позиций современного, хорошо образованного человека».

Именно так.

Индоевропейцы не матерились, потому что их праэтнос формировался как более прогрессивный и исключающий в общении обезьяньи повадки «использовать свои гениталии для устрашения противника». А вот праэтнос финно-угров, не являющихся индоевропейцами, формировался иным путем - и использовал обезьяньи повадки.

Вот и вся разница: русские и венгры потому матерятся, что не являются индоевропейцами. И потому, что их предки развивались иначе, чем индоевропейцы - в другой совершенно культурной среде.

Мало того, использование матов в общении обязательно ретроспективно означает, что в далеком прошлом предки русских и венгров эти маты употребляли в качестве иллюстрации ПОСТУПКОВ - то есть у финно-угров был в ходу как ЗНАК ОСКОРБЛЕНИЯ показ гениталий оппоненту. И разные иные непотребные ДЕЙСТВИЯ.

Кажется дикостью? Но это ничуть не большая дикость, чем сам факт почти ПОЛНОГО одобрения матов в России - в первую очередь деятелями культуры. Как, например, относиться к таким высказываниям: ГАЛИНА ЖЕВНОВА, главный редактор объединенной редакции "Губернские известия" делится с читателями: «К мату отношусь положительно. У русского человека есть два способа выпускания пара. Первый - водка, второй - мат. Пусть будет лучше мат».

Почему же у других народов нет «способов выпускания пара» только в виде водки и мата? И чем мат «лучше» водки?

ЧЕМ МАТ ЛУЧШЕ ВОДКИ?

В России не понимают, что мат разрушает основы Общества. Мат, будучи животным поведением «использовать свои гениталии для устрашения противника», уже асоциален. Но ведь матерщина эволюционировала по сравнению с животными: само название «мат» означает оскорбление матери оппонента в сексуальном насилии со стороны говорящего. Чего нет у животных.

Для финно-угров (русских и венгров) это, может быть, своя нормальная местная традиционная форма общения. Но для индоевропейцев это недопустимо.

Каждый из нас был ребенком и знает, что всякая гадость легко проникает именно в детские мозги. Так и маты венгров и русских внедрялись в Европе не через наших взрослых европейцев, а через детей, контактировавших с детьми говорящих матерно этих народов. Уже один этот факт показывает, что матерщина идет в умы людей через развращение наших детей и по сути мало отличается от детской порнографии или совращения малолетних.

Пусть там в России всегда матами общались. Но нам-то зачем им уподобляться? Наши предки этих им чуждых матов не знали.

Весьма плохо, когда сексуальное просвещение детей начинается с познания ими матов и их значения. Именно так было и со мной: меня подростки матам учили и объясняли их значение - были первооткрывателями для меня таинства отношений мужчины и женщины - через маты.

Это нормально? Это абсолютно ненормально.

Поэтому кажется совершенно ошибочным мнение редактора российской газеты о том, что маты лучше водки. Наши дети водки в 10 лет не пьют, а матам учатся. Зачем?

Российские публицисты с гордостью и радостью говорят, что русские маты вполне заменяют вообще любую передачу мысли и понятий. Ольга Квирквелия, руководитель российского просветительского христианского центра "Вера и мысль", католичка, в передаче «Радио Свобода» в феврале 2002 года о мате сказала: «В принципе мат, как хороший мат, настоящий, не тот уличный, который мы сегодня слышим, это просто сакральный язык, которым можно рассказывать действительно абсолютно все. Я увлеклась матом, когда я слышала случайно в Новгородской области, в деревушке, как бабушка дедушке объясняла, как сажать огурцы. Не матерные были только предлоги, понятно идеально. Она не ругалась, она очень ласково, очень дружелюбно объясняла, как правильно сажать огурцы. Это язык, который, к сожалению, нами практически утрачен и превращен в нечто пошлое, гадкое, гнусное и нехорошее. На самом деле это не так. И это отражает очень глубинные пласты сознания».

Я в шоке. Почему бабушка не может рассказывать нормально о посадке огурцов нормальными человеческими терминами, а подменяет их все сексуальными терминами? Это Ольга Квирквелия видит «сакральным языком». Что в нем «сакрального», кроме животного показа своих гениталий?

Она еще говорит о том, что «Это язык, который, к сожалению, нами практически утрачен». Получается, что финно-угорский язык русских и венгров - это и есть язык полных матов, где все понятия заменяются ими?

К сожалению, все плохое и гадкое имеет тенденцию распространятся вокруг, как болезнь. Так Россия принесла свои маты к сопредельным ею завоеванным народам белорусов, украинцев, прибалтов, кавказцев, народов Средней Азии, которые на своем языке говорят, но через слово вставляют финские маты. Так финские «сакральные слова» стали обиходной лексикой далеких узбеков. Мало того, матюкаться стали в США - уже по-английски, и вполне нормально в фильме «Полицейская академия» видеть сюжет, действие которого долго разворачивается на фоне по-русски написанной на телефонной будке надписи из всем знакомых трех букв «х..». Это кто же написал там это? Янки?

А ведь такого больше нигде в мире нет: писать маты на стенах. И даже Высоцкий замечал: в общественных французских туалетах есть надписи на русском языке. Написать мат на стене - это равно животному поведению демонстрации гениталий. Чем «сакральные» восточные соседи и занимаются, как обезьяны. Это эксгибиционизм восточного соседа.

Норма ли это поведения для нас, европейцев, в том числе белорусов и украинцев? Конечно, нет, ибо ничего сакрального, то есть священного, мы этим просто потому выразить не можем, что наши предки матов не знали. Эти маты - нам чужые и чуждые.

В наших европейских языках достаточно средств выразить любые понятия без матов, как нет матов и в произведениях Льва Толстова. Он «сакральным языком» не пользовался, но создал литературные шедевры мировой культуры и русского языка. Что уже означает, что русский язык ничего не потеряет без этих матов. А только обогатится

Внимание-внимание! В данной статье будет присутствовать нецензурная лексика (ведь, как можно написать об истории мата без него родимого?). Поэтому лицам с тонкой душевной организацией и тех, кого это может обидеть, просьба просто пройти рядом и ни в коем случае не давить на кнопочку «Читать полностью». А всем остальным — добро пожаловать в наше очередное путешествие тропами истории, а темой сегодняшних исторических исследований будет такая непростая (или может наоборот мега простая) штука, как маты (они же ругань, брань, нецензурная лексика, «крепкое словцо» и иже с ними), откуда они взялись, их история, происхождение и даже сакральное значение … О да, сакральное значение, ведь мат — это не просто всякие «грязные словечки» или вульгращина, для кого-то мат — своеобразная поэзия, неотъемлемая составляющая речи, письма, может даже священная мантра.

Конечно, речь идет больше о великом и могучем русском языке, ведь ни для кого не секрет, что маты является неотъемлемым «культурным» достоянием русской речи, это дает повод некоторым украинцам даже остроумно шутить по этому поводу.

Но как бы там ни было, маты присутствует не только в русском языке, но и многих самых разных языках по всему миру: английском, испанском, польском, мадьярском и еще множестве других. (Вот интересно было бы послушать, скажем, как матерятся , эскимосы, или как звучать мат на утонченном французском или языках). Такое впечатление, что маты, эти грязные словечки, прописаны-запечатаны где-то глубоко в дебрях нашего общего коллективного подсознания — «защемив себе пальцы руки, сантехник Иванов, как всегда, хотел было рассказать об ужасной боли, которая мучил все нервные окончания распухших пальцев и о том как страдает его тонкая и чувствительная натура, но как всегда получалось только короткое «Еп твою мать!» ».

Но все-таки, как ни крути, а русские матерные слова самые красочные, поэтические, как красиво говорил в свое время известный российский юморист Михаил Задорнов (которого очень люблю): «Только русский человек может материться на солнечный закат». И это действительно так, для некоторых россиян мат не просто ругань, (как преимущественно для всех других народов) для них это зачастую способ самовыражения, внутренней экспрессии, даже восхищение. И в этом что-то есть такое потустороннее, волшебное, будто матерясь, человек говорит определенную магическую формулу, заклинание, мантру.

Но давайте, наконец, обратимся к истории: о происхождении мата имеется несколько различных версий. По самой распространенной из них: в давние времена наши предки не матерились, а на маты пришли вместе с монголо-татарской ордой. Хотя как по мне эта версия — полная чушь, ведь те же англичане или испанцы тоже не абы какие любители матернуться, однако никаких монголо-татар к ним не приходило. Также возникает вопрос — откуда мат взялись у самых монголо-татар и был ли он у разных древних народов в старинных цивилизациях, скажем, матерились ли в Шумере, Древнем Египте или Греции. На этот вопрос нет однозначного ответа, ведь никаких письменных упоминаний с нецензурными словечками с тех пор нету. Но, тем не менее, это не говорит, что древние египтяне или вавилоняне не матерились, может еще как матерились. (Думаю, если какого-то простого египетского рыбака с тех времен, которого крокодил из Нила неожиданно хватал за одно место, он в тот момент не священные мантры декламировал, а крыл крокодила самыми настоящими десятиэтажный матом, но кто его знает …?) Но разумеется, маты не писались на глиняных табличках и не высекались на крышках египетских гробниц или саркофагов, одним словом — цензура! (уже тогда)

Другая версия происхождения мата выглядит более правдоподобно — они пришли к нам (а заодно и в целую Европу) вместе с кочевыми племенами (тех крепких парней на лошадях, которые в свое время развалили великую ). Сами гунны (точнее некоторые племена), которые сначала жили в Азии, давным-давно поклонялись обезьянам, считая их священными животными (привет Чарльзу Дарвину). Вот обезьяны и виноваты в том, что люди начали матерятся, ведь в основном все маты связанные с половыми органами и сексуальным актом, а если мы понаблюдаем за поведением обезьян, скажем шимпанзе, то заметим, что самцы шимпанзе для демонстрации своей силы, превосходства над соперниками и вообще закрепления лидерского статуса, зачастую демонстрируют свои половые органы или даже имитируют сексуальный акт. А древние гунны, следуя своим священным животным — обезьянам, взяли и переняли их обезьяньи обычаи в свой быт — нередко демонстрируя свои половые органы врагам перед боем (вероятно, чтобы напугать). Хотя это делали не только гунны, вот вспомнилось, как в фильме «Храброе сердце» шотландские воины перед боем с англичанами демонстрировали тем свои голые задницы.

А из невербальных обычаев уже пошли и вербальные, а о значении некоторых матов можно много размышлять не только всяким филологам-историкам, но и психологам. Вот, например популярный мат-посылание «на хуй» (я же предупреждал, что будет нецензурная лексика) — то есть на мужской детородный орган, ставит того, кого послали, как будто бы в женскую сексуальную позицию, что означает потерю им мужской силы и достоинства. Таким образом, древние гунны и позднее другие варварские племена посылая своих противников на те самые нецензурные три буквы, пытались навести на них своего рода порчу, лишить мужской силы, чтобы легко потом победить, преодолеть в битве. И без всяких сомнений древние гунны (если это они принесли маты) вкладывали в них громадный сакральный смысл и магическую силу (правда иногда в негативном смысле).

И наконец, самая интересная версия происхождения мата, согласно которой они с давних времен стихийно возникли у нас на Руси (и не только у нас, но и у других народов) и сначала были не плохими, «грязными» словечками, а совсем наоборот — священными мантрами! Так, именно священными языческими мантрами, которые символизировали прежде всего плодородие. А плодородие в свою очередь было связано с различными эротическими обрядами, просто наши далекие предки-язычники верили, что человеческая эротичность и сексуальность может повлиять и на естественное плодородие, которое дает хороший урожай (ведь все взаимосвязано, а что вверху, то внизу, не так ли?). Между прочим, среди многочисленных славянских богов, всех этих Перунов, Дажьбогов и Сварогов, был один бог по имени Ебун (между прочим, тогда это было совсем не плохое слово) о котором почему-то не так активно вспоминают историки и религиоведы (может, стесняются?)

А сами распространенные матерные слова, если вдуматься, отражают не что иное, а символическое устройство нашей вселенной: первое — то самое слово из трех букв, мужское активное начало, второе — женское, пассивное начало, и третье — процесс их активного взаимодействия (между прочим не только у нас, но и во всех других языках, например самый популярный английский мат «to fuck» в разных вариациях, как раз означает активное взаимодействие мужского и женского начала). Получается самый настоящий инь и ян, непрерывное обновление жизни через единство противоположностей. И нет ничего удивительного в том, что в древности этим словам приписывали самые настоящие магические значения, свойства и использовали их как обереги (а не как брань).

С приходом христианства, разумеется, все языческие эротические культы были нивелированы, в опалу попали и маты, которые из священных языческих мантр и «слов силы» превратились в грязные словечки. Так все было поставлено вверх дном, перевернуто с ног на голову. Интересно, что некоторые люди интуитивно чувствуют силу мата и не стесняются активно их использовать, в том числе и в интернете (чего только стоит мега популярный на просторах рунета блог Темы Лебедева). А что об использовании мата думаете вы?

В завершение хороший эзотерический анекдот:

Путешествует Николай Рерих по Тибету, ищет мистический город Шамбалу, обитель высшей мудрости. Год, два, три, но чувствует — она все ближе. И вот поднимается на гору, находит там спуск в пещеру, целый день спускается по нему и выходит в огромный зал. Вдоль стен рядами стоят тысячи буддийских монахов, тянут мантру «оммм», а посреди пещеры — огромный, метров 30 высотой из цельного куска нефрита лингам.
И тихий голос звучит у Рериха над ухом:
— Николай?
— Да!
— Рерих?
— Да!
— А помнишь, как 17 ноября 1914-го года на углу Невского и Гороховой ты был послан извозчиком на хуй?
— Ну, да …
— Поздравляю, ты пришел!

В народном сознании укоренилось мнение о том, что матерные слова имеют тюркское происхождение и проникли в русский язык в мрачные времена татаро-монгольского ига. Многие даже утверждают, что до прихода татар на Русь русские вообще не матерились, а ругаясь, называли друг друга лишь собаками, козлами да баранами. Так ли это на самом деле мы с вами попробуем разобраться.

Слово из трёх букв.

Самым главным матерным словом русского языка по праву считается то самое слово из трех букв, которое встречается на стенах и на заборах всего цивилизованного мира. Когда же появилось это трехбуквенное слово? Уж не в татаро-монгольские ли времена? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сравним это слово с его тюркскими аналогами. В тех самых татаро-монгольских языках этот предмет обозначается словом «кутах». Многие носят фамилию, происходящую от этого слова и ничуть не считают ее неблагозвучной. Одним из таких носителей был даже главком ВВС, знаменитый ас второй мировой войны, дважды Герой Советского Союза, Главный маршал авиации Павел Степанович Кутахов. Во время войны он совершил 367 боевых вылетов, провёл 63 воздушных боя, в которых сбил лично 14 самолётов противника и 24 – в группе. Знал ли этот уроженец села Малокирсановка Матвеево-Курганского района Ростовской области, как переводится его фамилия, которую он обессмертил своим героизмом?

Наиболее достоверной выглядит версия, что само слово из трех букв возникло в качестве эвфемизма для замещения табуированнного корня pes-. Ему соответствует санскритское पसस्, древнегреческое πέος (peos), латинское penis и староанглийское fæsl, а также русские слова «пúсать» и «пёс». Слово это происходило от глагола peseti, обозначавшего первичную функцию этого органа - испускать мочу. По этой версии слово из трех букв является звукоподрожанием звуку дудки, которую имел при себе бог секса и плодородия и которая внешне напоминала половой член.
Как же называли детородный орган в стародавние времена? До конца XVIII века его обозначали словом «уд», от которого, кстати говоря, происходит вполне приличная и цензурная удочка. Однако это двухбуквенное слово уже тогда служило в качестве литературного аналога всем известного трехбуквенного, которое с давних пор заменялось разными эвфемизмами (от греческого ευφήμη - «благоречие»).

Слово «хер»

Одним из таких эвфемизмов считается, например, слово «хер». Большинству грамотных людей известно, что так называлась 23-я буква Кириллицы, превратившаяся после революции в букву «ха». Тем, кто это знает, кажется очевидным, что слово «хер» это эвфемистическое замещение, возникшее вследствие того, что заменяемое слово начинается с этой буквы. Однако на самом деле не всё так просто. Дело в том, что те, кто так думает, не задаются вопросом, а почему, собственно говоря, буква «Х» называется хером? Ведь все буквы Кириллицы названы славянскими словами, значение большинства из которых современной русскоязычной публике понятно без перевода. Что означало это слово, до того, как стать буквой? В индоевропейском языке-основе, на котором говорили далекие предки славян, балтов, германцев и других европейских народов, это слово обозначало козла. Слово это родственно армянскому որոճ, литовскому ėriukas, латвийскому. jērs, древнепрусскому еristian и латинскому hircus. В современном русском языке родственным ему словом остается слово «харя». Этим словом еще недавно называли козлиные маски, использовавшиеся ряжеными во время колядок. Похожесть этой буквы на козла в IX столетии для славян была очевидной. Две верхние палки это рога, а две нижние – это его ноги. Тогда, в доисторические времена, козел символизировал плодородие, а бог плодородия изображался в виде двуногого козла. Атрибутом этого бога был предмет, носивший в праидоевропейском языке то же самое название, что и в современном русском матерном. Однако этот предмет не был тем, что впоследствии обозначалось словом «уд». Судя по сохранившимся изображениям, это был духовой инструмент наподобие примитивной дудки. Всем же ныне известное слово возникло как обозначение звука, издаваемого этой дудкой. Однако это звукоподражание тоже поначалу применили к половому члену в качестве эвфемизма. Но тут сразу же возникает вопрос, как же он назывался до этого. В индоевропейском языке-основе эта часть тела называлась пэсус. Ему соответствует санскритское पसस्, древнегреческое πέος (peos), латинское penis и староанглийское fæsl. Слово это происходило от глагола пэсети, обозначавшего первичную функцию этого органа – испускать мочу. Индоевропейское происхождение имеет и слово «пердеть». Происходит оно от древнеиндоевропейского корня пёрд-. В санскрите ему соответствует слово पर्दते (párdate), в древнегреческом – πέρδομαι (perdomai), а староанглийском, в котором все древнеиндоевропейские «п» заменились на «f», ему соответствует глагол feortan, превратившийся в современном английском в глагол to fart. Здесь надо напомнить нашим читателям, что окончание –an в староанглийском означало то же самое, что частица –ть в современном русском языке или частица to в современном английском. Обозначала она инфинитив, то есть, неопределенную форму глагола. А если ее убрать от слова feortan, а «f» заменить на общеиндоевропейское «п», то снова получится «пёрд».
В последнее время противники возрождающегося родноверия в целях его дискредитации запустили в оборот тезис о том, что бог Перун это не что иное как пердун. На самом же деле слово «перун» происходит от слова «перкус», обозначавшее дуб – то самое символическое мировое древо, корни которого уходят в Преисподнюю, а ветви, выполняя несущую функцию, поддерживают небесный свод.

Слово, обозначающее женское влагалище

Абсолютно индоевропейское происхождение имеет и слово, обозначающее женское влагалище. Оно также не имеет ничего общего с его тюркским названием «ам». Правда, из современных языков слово это сохранилось лишь в латышском и в литовском, да слегка на него похоже греческое слово pωσικά. А вот современное английское слово cunt имеет более позднее происхождение. Впервые оно встречается в названии лондонской улицы Gropecuntelane, на которой с 1230 года располагались публичные дома. Название этой улицы со староанглийского буквально переводится как Влагалищный ряд. Есть ведь у нас в Москве Каретный и Охотный ряды. Так почему бы в Лондоне не быть не быть Влагалищному? Располагалась эта улица между Олдерманбьюри и Колеман Стрит, и сейчас на ее месте стоит Swiss Bank. Оксфордские лингвисты считают, что слово это происходит от древнегерманского глагола kuntan, означавшего прочищать, но кембриджские профессора, споря с оксфордскими, утверждают, что слово cunt происходит от латинского cunnus, означавшее ножны. До недавнего времени в британском варианте английского языка существовал и термин cunning, который обозначал как биение баклуш, так и половые сношения. Однако в послевоенное время это слово было вытеснено американским факом.

Слово «бл..дь»

РУССКИЙ MАT

Каждый человек в России с самого раннего детства начинает слышать слова, которые называет матерными, похабными, нецензурными. Даже если ребенок растет в семье, где не употребляют мат, все равно он слышит его на улице, заинтересовывается значением этих слов и довольно скоро сверстники растолковывают ему матерные слова и выражения. В России неоднократно делались попытки борьбы с употреблением нецензурных слов, вводили штрафы за матерщину в общественных местах, но безуспешно. Бытует мнение, что мат в России процветает из-за низкого культурного уровня населения, однако я могу назвать множество имен высококультурных людей прошлого и настоящего, которые принадлежали и принадлежат к самой высокоинтеллигентной и культурной элите и в то же время - большие матерщинники в быту и не чураются мата в своих произведениях. Я их не оправдываю и не призываю всех употреблять мат. Боже упаси! Я категорически против матерщины в общественных местах, против использования нецензурных слов в художественных произведениях, а особенно по телевидению. Однако мат существует, живет и не собирается умирать, как бы мы ни протестовали против его употребления. И не надо быть ханжами, закрывать глаза, надо изучать это явление и с психологической стороны, и с точки зрения языкознания.

Я занялась сбором, изучением и толкованием матерных слов студенткой в шестидесятых годах. Защита моей кандидатской диссертации проходила в такой секретности, словно речь шла о новейших ядерных исследованиях, и сразу же после защиты диссертация ушла в спецхраны библиотек. Позже, в семидесятых годах, когда я готовила докторскую, потребовалось уточнить некоторые слова, и я не смогла получить в Ленинской библиотеке собственную диссертацию без специального разрешения органов. Так было совсем недавно, когда, как в известном анекдоте, все прикидывались, что знают диамат, хотя никто не знал его, но все знали мат, а прикидывались, что не знают его.

В настоящее время каждый второй писатель употребляет в своих произведениях нецензурные слова, матерщину слышим мы с экрана телевидения, но все же несколько лет ни одно издательство, которым я предлагала издать научный толковый словарь матерных слов, не решилось выпустить его. И только сокращенным и адаптированным для широкого круга читателей словарь увидел свет.

Для иллюстрации слов в настоящем словаре я широко использовала фольклор: матерные анекдоты, частушки, которые издавна жили в народе, часто использовались, но опубликованы были в последние годы, а также цитаты из произведений классиков русской литературы от Александра Пушкина до Александра Солженицына. Много цитат взято из стихов Сергея Есенина, Александра Галича, Александра Твардовского, Владимира Высоцкого и других поэтов. Конечно, не могла я обойтись без произведений Ивана Баркова, без «Русских заветных сказок» А. И. Афанасьева, без народных матерных песен, стихов и поэм, без современных писателей, таких, как Юз Алешковский и Эдуард Лимонов. Кладезем для исследователей русского мата является цикл хулиганских романов Петра Алешкина, которые почти полностью написаны нецензурными словами. Я могла бы проиллюстрировать этот словарь только цитатами из его произведений.

Словарь предназначен для широкого круга читателей: для тех, кто интересуется матерными словами, для литературных редакторов, для переводчиков с русского языка и т. д.

В этом словаре я не указывала, в какой среде функционирует слово: относится ли оно к уголовному жаргону, к молодежному сленгу или к жаргону сексуальных меньшинств, потому что границы между ними довольно зыбкие. Нет слов, которые употреблялись бы в одной среде. Также я указывала только матерное значение слова, оставляя за его пределами другие, обычные значения.

И последнее. Вы держите в руках толковый словарь «Русский мат»! Помните, что в нем только матерные, похабные, нецензурные слова. Иных вы не встретите!

Профессор Татьяна Ахметова.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РУ) автора БСЭ

Из книги Крылатые слова автора Максимов Сергей Васильевич

Из книги Миллион блюд для семейных обедов. Лучшие рецепты автора Агапова О. Ю.

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

Из книги Русский мат [Толковый словарь] автора Русский фольклор

Из книги Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге, 1965–2005. Том 3 автора Бурлака Андрей Петрович

Из книги Энциклопедия доктора Мясникова о самом главном автора Мясников Александр Леонидович

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

РУССКИЙ ДОМ «Журнал для тех, кто все еще любит Россию». Выходит ежемесячно с 1997 года. Учредитель - Фонд русской культуры при поддержке Московской Патриархии. Объем - 64 полосы с иллюстрациями. Тираж в 1998 - 30 000 экземпляров. Занимает умеренно-националистическую позицию;

Из книги автора

РУССКИЙ MАT Каждый человек в России с самого раннего детства начинает слышать слова, которые называет матерными, похабными, нецензурными. Даже если ребенок растет в семье, где не употребляют мат, все равно он слышит его на улице, заинтересовывается значением этих слов и

Из книги автора

Из книги автора

7.8. Русский характер Как-то раз в Нью-Йорк приехал писатель из России и участвовал в одной из многочисленных передач на тамошнем телевидении. Конечно, ведущий спросил его про загадочную русскую душу и русский характер. Писатель проиллюстрировал это следующим

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода