Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Антонио гауди личная жизнь. Антонио Гауди: гениальный архитектор и невыносимый упрямец

Символ Барселоны - Искупительный храм Святого Семейства, Саграда Фамилия (Temple Expiatori de la Sagrada Familia) - самое известное детище (Antonio Gaudi) и вместе с тем, . Сейчас храм по-прежнему не достроен, и диждитал- художники соревнуются в мастерстве, создавая разные версии 3D-визуализации будущего здания - одна зрелищней другой! Первым архитектором, взявшимся за возведение этого храма, был Франсиско дель Вильяр, а не, как многие считают. Интересно, что строительство храма осуществлялось только за счет пожертвований горожан.

Гауди посвятил созданию храма 42 года своей жизни. По его задумке в церкви должно быть 18 башен. Самая высокая (170 метров), расположенная в центре ансамбля, призвана олицетворять Христа. Чертежи, оставшиеся после Гауди, были сожжены франкистами в 1936 году, - еще один факт, который тормозит процесс строительства. В 2010 году недостроенный храм был освящен Папой Бенедиктом XVI и официально открыт для богослужений. По последним данным, правительство Испании рассчитывает завершить строительство к 2026 году.

О личном

Архитектор Антонио Гауди (1852-1926 гг.)

В молодости щеголь, любитель лайковых перчаток и черных шелковых цилиндров, Гауди пользовался большой популярностью у женщин, при этом оставался холостяком всю жизнь. Подробностей немного: вроде бы в 1880-е годы он, еще довольно молодой архитектор, оказывал знаки внимания некой Жозефе Мореу (по прозвищу Пепета), которая работала учительницей в рабочем кооперативе ткачей. Но она не ответила влюбленному взаимностью. Есть и еще одна история, повествующая о том, как юная незнакомка, которой был всерьез увлечен Гауди, в последний момент отказала ему в ухаживаниях и ушла в монастырь, чем сподвигла архитектора навсегда оставить идею о женитьбе.

О родном городе

Реус - родной город Антонио Гауди.

Антонио Гауди родился не в Барселоне, а в городке Реус, который находится в часе езды от каталанской столицы. Его отец Франсиско Гауди-и-Серра был котельщиком. Антонио был пятым, самым младшим ребенком в семье. Из воспоминаний о детстве известно, что архитектор страдал ревматоидным артритом, поэтому подвижные игры со сверстниками были ему практически недоступны. Гауди проводил много времени на ферме, много гулял в одиночестве, наблюдал за природой. В Барселону Гауди переехал уже в возрасте 16 лет. Поступил в Высшую архитектурную школу, впоследствии ставшую отделением Барселонского университета.

О любимом заказчике

Парк Гуэль в Барселоне.

Пожалуй, самой судьбоносной в карьере архитектора стала встреча с Эусебио Гуэлем (Eusebio Güell). Текстильный магнат, богатейший человек Каталонии становится его близким другом и заказчиком. Именно по заказу этой семьи архитектор создает проекты павильонов усадьбы в Педральбесе, винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта-Колома-де-Сервельо), Парка Гуэль в Барселоне.

На сегодняшний день существуют забавные свидетельства, в том числе подрядчиков, описывающие некоторые подробности строительства. Например, из истории Парка Гуэль известно, как появилась знаменитая мозаичная скамья в форме змеи. Чтобы получить нужную форму, Гауди просил рабочих по очереди усесться на свежий цемент, чуть ли не сняв штаны! Таким образом он рассчитывал получить идеальное по всем параметрам сидение.

Скамья в парке Гуэль.

О злополучном трамвае

Злополучный барселонский трамвай

Известно, что Гауди почти не пользовался никаким транспортом, всегда перемещался пешком, вплоть до последнего дня совершая многокилометровые прогулки к морю. Однажды 73-летний Гауди вышел из дома к церкви Сант-Фелип-Нери, прихожанином которой он был - это был его привычный маршрут. Проходя по Гран-Виа-де-лас-Кортес-Каталанес между улицами Жирона и Байлен, он был сбит трамваем и потерял сознание. Говорят, будто движение трамваев в Барселоне было запущено именно в этот день. Стражи порядка не узнали в пострадавшем известного архитектора и доставили его в больницу для нищих, где 10 июня он скончался.

о casa vicens

Первый дом, построенный Гауди в Барселоне, - Casa Vicens.

А тем, кто в ближайшее время планирует поездку в Испанию, будет интересно узнать, что с недавнего времени открыт для посещения первый дом, построенный Гауди в Барселоне, - Casa Vicens. Архитектор спроектировал его по заказу брокера Манеля Висана Монтанера в 1883 году, строительство было закончено к 1885 году. Недавно в нем была проведена масштабная реставрация, которую курировала целая плеяда архитекторов (Хосе Антонио, Мартинес Лапенья, Элиас Торрес, Дэвид Гарсиа).

СВЯТОЙ ГАУДИ?

Из забавных фактов нельзя умолчать о кампании, которая идет уже около десяти лет в поддержку причисления Гауди к лику святых. Ожидалось, что в 2015 году Папа римский подпишет документ о беатификации. Станет ли Антонио Гауди святым-покровителем всех архитекторов? Вопрос остается открытым.

Сегодня невозможно представить Испанию без творений Антонио Гауди. Его фантастические здания в стиле модерн стали символом Барселоны. Каждое из них кажется живым существом со своим собственным характером. Гауди свое вдохновение черпал в природе родной Каталонии. Не боялся он и смелых экспериментов. Гениальное наследие Гауди принадлежит не только его родине, но и всему миру.

Ранние годы

Будущий великий архитектор родился 25.06.1852 г. пятым по счету ребенком в семье кузнеца-медника в пригороде Барселоны. Мальчик рос слабым и болезненным. После перенесенной пневмонии у Антонио развился ревматический артрит. В детстве он с трудом мог ходить. Однако ему удалось пережить всех своих братьев и сестру.


Истоки творчества

Из-за болезни мальчик был лишен детских радостей от игр со сверстниками. Но ему нравились прогулки у моря. Антонио мог часами наблюдать за волнами, разглядывать прибрежные скалы или деревья. Любил он смотреть и за работой отца в мастерской. Позднее эти детские впечатления отразятся в его творчестве.


В школе мальчик больше всего любил геометрию, а вот монотонная зубрежка ему давалась с трудом. Антонио неплохо рисовал, и его рисунки печатал школьный журнал «Арлекин», так же ему доверяли изготовление декораций для детского спектакля.

Учеба и первые заказы

После окончания школы, осенью 1868 г. юный Гауди перебрался в Барселону, чтобы выучиться на архитектора. После 5-летних подготовительных курсов ему удалось поступить в Высшую школу архитектуры. Чтобы мечта сына осуществилась, отцу будущего великого зодчего пришлось продать свои земли и кузницу.

Во время учебы Гауди трудился чертежником, параллельно изучая столярные работы, изготовление стекла, ковку металла. В 26 лет Антонио получил диплом архитектора.

Начало карьеры

После завершения обучения Гауди открыл архитектурное бюро. Первыми его заказами были проекты текстильной фабрики и рабочего поселка, церквей и монастырей, фонарей для города, внутреннее обустройство аптеки.


Несмотря на то, что в молодые годы Антонио был довольно привлекателен и одевался по последней моде, всю жизнь он провел в одиночестве. Он так и не создал семьи, отдав себя полностью работе.


Между тем Барселона нуждалась в серьезных преобразованиях. Город начинал расти и перестраиваться. В это время появились богатые промышленники, которые были готовы вкладывать свои капиталы в новый облик города.

Храм Саграда Фамилия

Большой удачей для молодого, но талантливого архитектора оказалось знакомство с Жоаном Мортарелем.


Изначальный проект в виде креста Антонио дополнил тремя фасадами с колокольнями. Восточный фасад посвящен Рождеству Спасителя, западный ‒ Страстям Христа, а южный ‒ Божьей Славе.


При строительстве собора Гауди использовал наклонные опоры и арки-параболы. Он спланировал огромный свод и возвышающуюся над ним башню. На вершине должен находиться подсвечиваемый прожекторами крест ‒ символ жертвы Спасителя.


Архитектор хотел сделать храм апофеозом средневековой готики. Его вдохновляли древние соборы Испании, их символика и стиль. В оформлении фасадов Гауди использовал образы современников в качестве христианских персонажей, а также изображения животных и растений Каталонии.


Работа над собором целиком поглотила Антонио Гауди. После 1914 г. он отказался от других заказов. За свою жизнь мастер успел доделать фасад Рождества, оставив образец для потомков. Храм строится до сих пор на деньги горожан.


Сейчас Саграда Фамилия является одним из самых узнаваемых зданий мира и главной достопримечательностью Барселоны. В 2010 г. храм был освящен папой Римским, и в нем стали проводить богослужения.

Стал первым частным строением по проекту Гауди. Дом был построен в квартале Грасиа в качестве летней резиденции для кирпичного фабриканта Мануэля Висенса-и-Монтанера. Проект здания был создан еще в 1878 г., в самом начале карьеры архитектора.


Дом построен из кирпича в мавританском стиле, его фасад богато украшен восточным орнаментом из изразцовой плитки. К дому примыкал сад с искусственным водопадом и ротондой, которые не сохранились до наших дней.

Здание занимает 3 этажа, внутреннее убранство так же было сделано в восточном стиле. Гауди сам до мелочей продумывал, как будет выглядеть дом изнутри и снаружи.


Дом имеет простую планировку, но благодаря изобилию декоративных элементов в отделке (башенки, выступы, эркеры, балкончики) кажется сложным строением. В 2017 г. в доме открыли музей.


Эусеби Гуэль был богатым промышленником, меценатом, политическим деятелем. Но прежде всего он известен своим знакомством с Антонио Гауди. Долгое время их связывали крепкие дружеские отношения. Благодаря поддержке Гуэля, Гауди смог воплотить многие свои проекты в жизнь.

Дворец Гуэля был одним из первых крупных заказов молодого архитектора. Строительство началось в 1886 г. и заняло 5 лет. Дворец Гуэля расположен в самом центре Барселоны.


Здание напоминает палаццо Дожей в Венеции. Стены облицованы серым мрамором, что придает фасаду строгий и торжественный вид. Обращают на себя внимание две большие арки с металлическими воротами с инициалами хозяина.


Между ними находится кованая скульптура ‒ флаг Каталонии с фениксом. Через ворота экипажи могли попасть в конюшни, расположенные в подвале. На уровне второго этажа возвышается галерея, исполненная в стиле итальянского Возрождения.


Интерьер внутренних помещений с элементами восточного стиля, неоготики и арт-нуво поражал своей роскошью и изысканностью отделки.


Центром дома является зал, возвышающийся до верхнего этажа. Сверху его замыкает огромный купол с отверстиями для солнечного света, напоминающий звездное небо.


Дымоходы на крышах, облицованные керамикой или природным камнем, напоминают причудливые сказочные грибы.


Позади дома находится внутренний двор ‒ атриум. С этой стороны фасад оформлен скромнее, чем с внешней. К задней стене примыкает небольшая закрытая терраса и балкон.

Дворец был главной резиденцией семьи промышленника. Здесь проводились концерты, приемы, выставки, а так же хранились коллекции произведений искусства. Семье Гуэля дом принадлежал до 1936 г. Он был отобран революционными властями и отдан под размещение полиции. В 1945 г. отошел в собственность муниципалитета Барселоны, сейчас в нем открыт музей.

Парк Гуэля

Находится в верхней части Барселоны на холме Кармель, создан в 1900 ‒ 1914 годах. Изначально на этом месте, выкупленном Эусеби Гуэлем, планировалась постройка сада и особняков для богатых людей. Однако удаленность от центра города не позволила плану осуществиться ‒ обеспеченные горожане не хотели жить на окраине. Всего было построено 3 жилых дома. Один купил адвокат Триас-и-Доменик, во втором жил сам архитектор Гауди, третий был выкуплен владельцем Эусеби Гуэлем и стал его резиденцией.


При создании парка Гауди проявил себя как талантливый ландшафтный дизайнер. Парк состоит из зеленых насаждений, архитектурных строений и жилых зон. Строения авторства Гауди следуют природным формам. Он создал комплексную систему дорог, используя местный ландшафт.


У входа в парк посетителей встречают сказочные домики, где размещается администрация.



На средней площадке находится мозаичный медальон с флагом Каталонии. Поднявшись наверх посетитель попадает в зал 100 колонн, напоминающий греческий.


Визитная карточка парка ‒ извивающаяся в виде морской змеи длинная скамья, украшенная мозаикой из цветных черепков. В оформлении Гауди использовал битую посуду, которую ему привозили со всего города. Скамья имеет анатомическую форму, благодаря чему на ней удобно сидеть. Для этого Гауди заставил рабочего сесть на макет скамьи из глины и измерил отпечатавшиеся изгибы его тела.


Так как изначально местность была пустынной, в парке было высажено множество растений и деревьев. Прогулочные дорожки проходят среди причудливых галерей в виде птичьих гнезд и пещер, в которых можно отдохнуть на скамейках и укрыться от солнца. Все архитектурные объекты приближены к природным и составляют единой целое с парковым комплексом.


Впоследствии наследники Гуэля передали парк мэрии города. В бывшем особняке Гауди теперь открыт его дом-музей.

Зрелые годы и гибель Гауди

За свою жизнь Антонио Гауди создал множество шедевров архитектуры, украсивших Каталонию. К сожалению, часть из них не дошла до нас, а те, что сохранились, находятся теперь под эгидой ЮНЕСКО.

Вторую половину жизни великий архитектор полностью посвятил строительству собора Саграда Фамилия. Он стал очень религиозен. Бывший щеголь и гурман начал одеваться бедно и небрежно, перестал следить за собой. Гауди был вегетарианцем и питался очень скудно. Часто на улице его принимали за бродягу.


Смерть Гауди

7 июня 1926 г. произошел несчастный случай ‒ Антонио Гауди сбил трамвай. Поначалу мастера приняли за бродягу и отвезли в больницу для бедных. У Гауди были переломы ребер и черепно-мозговая травма. По истечении двух дней архитектора нашел его друг ‒ капеллан храма Саграда Фамилия, и его перевели в отдельную палату. 10 июня Гауди умер и был похоронен в крипте недостроенного храма.


Канонизация

С 1992 года в Испании идет кампания за канонизацию Гауди. Его называют архитектором от Бога. Считается, что при строительстве собора Саграда Фамилия, высшие силы непосредственно давали идеи и вдохновляли мастера. В 2003 г. Ватикан начал официальную процедуру канонизации Гауди. Однако этому процессу мешает недостаточное количество чудес. Возможно зодчего объявят блаженным, но пока этот вопрос Ватиканом не решен.

В любом случае память о великом Антонио Гауди живет в виде его изумительных строений, преобразивших не только Испанию, но и мировую архитектуру.

Стиль архитектурного творчества Антонио Гауди принято относить к течению модерна. Но можно заметить, что в проектах своих творений архитектор использовал отдельные черты многих других стилей. При этом каждый из них подвергался переосмыслению, и зодчий брал только те элементы, которые считал приемлемыми для своих построек.


Собор Саграда Фамилиа — вершина творчества гениального архитектора

Личность остается загадочной и непостижимой, несмотря на огромное количество информации о жизни и творчестве этого гения . Казалось бы, что нового можно сказать о человеке, который всю жизнь купался в славе и роскоши, не зная счету деньгам и всецело отдаваясь творчеству? Так почему же Антонио умер в одиночестве, крайней нищете и забвении? Ответ на этот вопрос — увы! — не известен никому.

Постройки Гауди

Среди известных построек гениального архитектора, начиная с самых ранних его работ, можно выделить следующие:

  • (построен в 1883 — 1888 годах) — Casa Vicens — жилой дом семьи Мануэля Висенса, один из первых крупных заказов Гауди.
  • Эль — Каприччо, Комильяс (Кантабрия) (построен в 1883 — 1885 годах) — Capricho de Gaudi — летняя резиденция Максимо де Кихано, маркиза де Комильяс, который был родственником Эусебио Гуэля — одного из главных заказчиков архитектора. Этот особняк был построен для наследника маркиза.

Эль — Каприччо
  • , Педральбес в Барселоне (построены в 1884 — 1887 годах) — уникальные постройки на территории одного из престижнейших районов Каталонии, возведенные в стиле богатых кубинских поместий.

  • Дворец Гуэля в Барселоне (построен в 1886 — 1889 годах) — Palau Guell — жилой дом богатого промышленника Эусебио Гуэля, одна из ранних работ Гауди. дворца содержит черты венецианского палаццо, смешанные с долей эклектики.

  • в Барселоне (построена в 1888 — 1894 годах) — Collegi de las Teresianes — специальное учебное заведение, колледж для девушек, которые в будущем становились монахинями. На сегодняшний день является одной из главных достопримечательностей Каталонии.

  • Епископский дворец в городе Асторга , Кастилия (Леон) (построен в 1889 — 1893 годах) — Palacio Episcopal de Astorga — дворец неподалеку города Леона, построенный по заказу епископа Жоана Баутиста Грау-и-Вальеспиноса.

  • в Леоне (построен в 1891 — 1892 годах) — Casa de los Botines — жилой дом со складскими помещениями в Леоне, построенный в традициях модерна с добавлением отдельных элементов .

  • Искупительный храм Святого Семейства в Барселоне (1883 — работа не была окончена архитектором). Безусловно, когда речь идет о творчестве Антонио Гауди, то первой вспоминается одна из самых гениальных и причудливых построек, широко известных во всем мире — это Собора Саграда Фамилиа в Барселоне. Среди католиков название храма звучит как » Temple Expiatori de la Sagrado Familia».

  • (проект разработан в 1892 — 1893 годах, но миссия не была построена) — небольшой проект архитектора, который так и не был воплощен в жизнь. В планировании будущей постройки Гауди полностью отказывается от традиций.

  • , Гарраф (построены в 1895 — 1898 годах) — Bodegas Guell — архитектурный комплекс в Сиджесе, состоящий из двух зданий — входного помещения и самого погреба. Сооружение было возведено по заказу все того же промышленника Эусебио Гуэля.

  • Дом Кальвет в Барселоне (построен в 1898 — 1900 годах) — Casa Calvet — жилой дом вдовы фабриканта Пере Мартира Кальвета-и-Карбонеля, который изначально проектировался в качестве доходного дома. В подобных зданиях нижние этажи и подвальные помещения отводятся для торговых учреждений, на средних этажах проживают сами владельцы, а комнаты наверху сдают в аренду постояльцам. На сегодняшний день дом Кальвет является одной из достопримечательностей Барселоны.

  • Крипта Колонии Гуэля , Санта Колома де Сервело (1898 — 1916 годы) — часовня, построенная на территории поселения рабочих текстильной фабрики Эусебио Гуэля. Богатый промышленник в своей колонии хотел построить для своих рабочих школу, больницу и церковь. Именно с возведения крипты и началось воплощение проекта. Однако дальше дело не пошло, и сама церковь так и осталась недостроенной.


  • Дом Фигерас на улице Бельэсгуард в Барселоне (1900 — 1902 годы) — Casa Figueras или Башня Бельесгуард (Bellesguard) — прекрасный дом, увенчанный башнями, построенный по заказу вдовы торговца Марии Сагес. Заказчица хотела построить на своей земле новое красивое здание, и Антонио Гауди в полной мере справился с этим заданием.

  • Парк Гуэля в Барселоне (1900 — 1914 годы) — Parque Guell — садово — парковый комплекс с жилыми зонами общей площадью чуть более 17 гектаров, построенный в верхней части Барселоны.

  • (1901 — 1902 годы) — Finca Miralles — ворота для дома фабриканта Миральеса, построенные в виде причудливой морской раковины и гармонично вписанные в арочный проем.

  • Вилла Катлларас, Ла — Пабла — де — Лильет (построена в 1902 году) — загородный дом в Испании, спроектированный талантливым архитектором. Уникальность постройки видна даже на чертеже — до Гауди никто ничего подобного не делал.

Ла — Пабла — де — Лильет
  • Сады Артигас в пред горье Пиренеев (1903 — 1910 годы) — сады Can Artigas в Побла де Лилет (Pobla de Lillet) — великолепные постройки в рамках садово — паркового комплекса, расположенного у подножья Пиренейских гор на расстоянии 130 км от Барселоны.

Долгое время эта жемчужина архитектурного творчества Гауди оставалась неизвестной всему миру, но в начале 70 — х годов XX века сады обнаружили, привели в порядок и открыли для посещения туристов. С тех пор сады Can Artigas являются одной из достопримечательностей Испании, а также уникальным образцом .


  • Склады кузнечной артели Бадиа (1904 год) — были спроектированы по заказу Хосе и Луиса Бадио — владельцев кузнечных мастерских, в которых Гауди заказывал металлические кованные части для оформления своих архитектурных проектов.
  • (был построен в 1904 — 1906 годах) — Casa Batllo — жилой дом Жозепа Бальо-и-Касановаса, богатого текстильного магната, перестроенный Гауди по собственному проекту.
  • Реконструкция Кафедрального собора в Пальма де Мальорка (1904 — 1919 годы) — Catedral de Santa Maria de Palma de Mallorca — в этом католическом кафедральном соборе Антонио Гауди производил реставрационные и декоративные работы по заказу епископа Кампинса.

  • (1906 1910 годы) — жилой дом семьи Мила, последняя светская работа Гауди, после которой он полностью посвящает себя созданию храма Искупления Святого Семейства. Дом Мила также является одной из важнейших достопримечательностей столицы Каталонии.

  • Приходская школа при храме Искупления Святого Семейства в Барселоне (1909 — 1910 годы) — Escjles de la Sagrada Familia — изначально школа для детей рабочих, задействованных в строительстве собора Саграда Фамилия, планировалась в качестве временной постройки. Впоследствии, после окончания возведения собора школу хотели снести. Но здание получилось таким выразительным и уникальным, что оно до сих пор стоит неподалеку от собора.

Архитектурное творчество Гауди не только многогранно и интересно. Оно представляет собой поистине богатое наследие для всех поколений будущих архитекторов, которые смогут учиться на образцах этих уникальных построек и создавать свои собственные шедевры.


Испанский архитектор Гауди и его дома, ставшие знаковыми в мировой архитектуре, превратили столицу Испании, Барселону, в арихитектурную жемчужину. В каком стиле работал уникальный, одарённый человек, соединявший в себе дополнительно художника, скульптора и строителя? В чём скрыта тайна его творчества? Какова судьба гения?

Гауди — стиль на службе у традиций

Основоположник собственного архитектурного стиля Антонио Гауди-и-Корнет

Каталонский зодчий, родившийся 25 июня 1852 года, своим творчеством выражал особенности культуры своей родины через слияние архитектурных стилей и традиций. Он не вписывается ни в одно архитектурное течение. Его творчество неповторимо и полностью отличается от общепринятых концепций. А сила эстетического переживания творений Гауди со временем становится только больше.

В его структурах нет ни одной прямой линии. Архитектурные формы перетекают из одной в другую. Он скромно строил по законам Природы и не стремился её превзойти.

В чём заключена оригинальность стиля Гауди?

В 1878 году директор Барселонской Архитектурной Школы Elies Rogent на церемонии выпуска сказал об Антонио: «Мы дали этот академический титул либо болвану, либо гению. Время покажет». Поначалу Гауди без успеха участвовал в конкурсах, изучал ремёсла, проектировал ограды, фонари, мебель.

«Нет ничего придуманного, все изначально существует в природе. Оригинальность - это возвращение к истокам,» - говорил о своих работах мастер. Визитной карточкой стиля Гауди стала выражение природных форм в архитектуре.

Стиль Гауди — это

  • мир неровных поверхностей, какие мы наблюдаем в природе;
  • конструкторские решения, предложенные природой;
  • декоративность, существующая в природе;
  • продолжение пространства, созданного природой.

Через пять лет после окончания Архитектурной школы в Барселоне он получил свой первый важный заказ от владельца керамической фабрики Мануэля Висенса.

Лиха беда — начало: дом магната-керамиста Висенс

Casa Vicens (1883-1888 гг.) — жилой дом для владельца керамической фабрики, что четко отражено в фасаде «trencadis» (т.е. использование керамических отходов). Гауди украсил фасад дома мозаикой из кусочков плитки, что было совершенно необычным в использовании строительных материалов.

В это время в Европе наблюдался интерес к неоготическому стилю с девизом «Декоративность - начало архитектуры». Гауди в своих работах тоже придерживался этого правила. Его работа в то время напоминала мавританский (или мудехарский) стиль архитектуры, представляющий собой уникальную смесь мусульманского и христианского дизайна в Испании.


Частный дом один раз в году, 22 мая, открывает двери для посетителей. Каждый может оценить детально проработанный дизайн здания, начиная с мозаики внешней отделки, и заканчивая витражами и росписью стен.

Невероятная удача и единственная безответная любовь Гауди

В 1878 году Антонио Гауди решил продемонстрировать свои работы на Парижской всемирной выставке. Его творчество произвело впечатление на самого богатого человека Каталонии, эстета и мецената, Эйсеби Гуэлья. Он предоставил Антонио то, о чём мечтает каждый творец: полную свободу самовыражения с неограниченным бюджетом!

Гауди выполняет для семейства проекты

  • павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны;
  • винных погребов в Гаррафе,
  • часовни и крипту колонии Гуэль (Санта-Колома-де-Сервельо);
  • фантастического парка Гуэлья и его дворца в Барселоне.

Это был лучший и одновременно печальный период в личной жизни архитектора. Единственная девушка, оказавшаяся достойной его внимания, Жозефа Мореу, не ответила ему взаимностью. Приняв судьбу, Гауди полностью посвятил себя творчеству и религии.

Королевский сад в стиле Гауди

Первым крупномасштабным проектом Гауди, выполненным для своего великого покровителя, Эйсеби Гуэля, были павильоны усадьбы. Строительство велось между 1883 и 1887 годами. Ландшафтный дизайн парка летней резиденции графа, ставший сегодня парком Королевского дворца, входные ворота, павильоны, конюшни несут характерные особенности раннего периода творчества.

Самой интересной работой в комплексе оказались северные чугунные ворота. Они украшены растительными мотивами в стиле , и медальоном с буквой «G». Впечатляющая особенность — большой кованый железный дракон со стеклянными глазами.

Это тот самый Ладон, который превращается за кражу золотых яблок в созвездие Серпенов. Его фигура соответствует расположению звёзд в созвездии.

Дворец Гуэлья (Palau Güell) (1885-1890 гг)

Резиденция семьи мецената стала первым зданием архитектора, в котором структурные элементы выполняют и декоративную функцию. Антонио использует в качестве декора стальные несущие конструкции.

На фасаде здания выделяются две пары больших ворот, через которые конные экипажи и повозки могли следовать непосредственно в нижние конюшни и погреба, в то время как гости могли подниматься по лестницам на верхние этажи.

Душа творца ищет новые формы. Снаружи дом имеет спокойный фасад, напоминающий веницианский палаццо. Но интерьер и крыша компенсируют недостаток элементов стиля Гауди в экстерьере.


Гостиная дворца Гуэлья со звёздным потолком в стиле Гауди

В центральной гостиной необычный параболический купол усеян круглыми отверстиями, которые днём делают потолок звёздным.

Силуэты дымоходов и вентиляционных шахт, выходящих на крышу, принимают различные фантастические формы. Крыша напоминает парк Гуэль.

Богатые внутренние интерьеры дворца сочетают в себе произведения декоративно-прикладного искусства, интарсии (инкрустации по дереву) и мебель, изготовленную по специальному заказу.

Своеобразно оформление стен и плоских сводов дворца. В 1984 году дворец Гуэль вместе с другими архитектурными шедеврами Гауди был внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Выражение стиля Гауди в архитектуре парка Гуэлья

В 1900 - 1914 годах Гауди работает на созданием парковой жилой зоны в английском стиле. Чтобы реализовать модную в те годы концепцию города-сада Гуэль приобрёл 15 га земли для строительства 62 частных особняков. Экономические неудачи проекта вынудили его наследников продать парк городу. Сейчас в нём находится дом-музей Гауди.

Для этого места Гауди спроектировал два великолепных входных павильона, служащих воротами. Большая орнаментированная лестница ведёт к Гипостильному залу, задуманному архитектором как место для рынка. Эспланада окружена длинной серпантинной скамьёй из сборных бетонных блоков, одетых в керамическую мозаику.

Преданный своим принципам, Гауди использовал только местные материалы. Он разработал систему улиц и виадуков таким образом, что их строительство оказывало минимальное воздействие на окружающую среду. Они были максимально адаптированы к пейзажу.

Этот принцип делает его архитектуру и некоторые исследователи его творчества называют стиль Гауди экомодерном.

Гауди и его дома «Из костей» и «Каменоломня»

Благодаря неподражаемому стилю, Гауди становится самым модным архитектором в Барселоне. Он превращается в «непозволительную роскошь», создаёт дома один необычнее другого. Испанские буржуа тратят свои состояния на реализацию гениальных идей художника.


Дом Бальо или дом из Костей. Барселонцы ещё называют его «Зевающий» и «дом-Дракон», такой многообразный у него фасад.

Стиль Гауди — это благоговейно почтительные отношения с Творцом, которые установились в детстве. Ревматизм ограничивал мальчика в играх со сверстниками, но не мешал длительным одиночным прогулкам верхом на ослике.

Наблюдая окружающий мир, архитектор черпал вдохновение для решения конструктивных или декоративных задач архитектуры для заказчиков. В своём творчестве он использовал элементы самых различных стилей, трансформируя их в особое направление, именуемое испанский (modernismo ).

За что городские власти критиковали дом «Из костей»?

Живым трепещущим существом стал плод причудливой фантазии архитектора — жилой дом текстильного магната Жозепа Бальо (Casa Batlló). Гауди реконструировал уже существующее здание в 1904-1906 годах, ожидающее сноса. Он использовал типичные конструктивные элементы каталонской архитектуры: керамику, камень и кованое железо.

Несмотря на то, что работа была подвергнута критике со стороны города, в 1906 году городской совет Барселоны признал его одним из трех лучших зданий года .

Из-за радикального дизайна во время строительства Гауди нарушил все подзаконные акты города. И не потому что он «озорник», а потому что авторский стиль выходил за ограничивающие рамки традиционной архитектуры и градостроительства. Пришлось власть имущим менять законы.

Какое здание стало последней светской работой Гауди?

Дом Каменоломня в Барселоне в стиле Гауди

В 1906 году в жизни архитектора случается очередная большая потеря: умер отец, кузнечных и котельных дел мастер, Франсеск Гауди-и-Съерра. По словам Антонио, именно в отцовской мастерской он ощутил пространство как живую материю. Отец научил его понимать красоту предметного мира и привил любовь к архитектуре и рисованию.

Это далеко не первая утрата в жизни мастера. Родившись пятым ребёнком в семье, в этом году он остался совсем один с племянницей на попечении, которую похоронил через 6 лет.

Именно в этот период новые идеи Антонио воплощаются в доме для семьи Мила (casa Mila, 1906 - 1910). Его новаторство заключалось в следующем.

  • Он продумывает систему естественной вентиляции, что позволяет отказаться от кондиционеров.
  • Строит здание без несущих и опорных стен (железо-бетонную конструкцию с несущими колоннами). Это даёт возможность перемещать межкомнатные перегородки в каждой квартире по своему усмотрению. Сегодня эта технология популярна у строителей монолитно-каркасных домов.
  • Устраивает подземный гараж.
  • Каждое помещение в доме получает окно, что тоже необычно для начала ХХ века. Для этого предусмотрены три внутренних дворика.

Волнообразный фасад представляет собой гармоничную массу всевозможного камня, который, наряду с коваными железными балконами, у барселонцев получил прозвище «каменоломня» или Ла Педрера.

Одно из самых интересных конструктивных решений Гауди представляет мансарда дома. Зал, некогда предусмотренный для стирки и сушки белья, сегодня стал местом постоянной экспозиции творчества и жизни Гауди.

Это здание стало первым сооружением ХХ века, включённым в наследие ЮНЕСКО (1984 год). А во время строительства заказчик и строители заплатили не один штраф за нарушение общепринятых нормативов.

Дом Мила стал последней светской работой перед тем, как архитектор посвятил себя полностью творчеству над Искупительным Храмом Святого Семейства (Саграда-Фамилия). Новые заказы он больше не брал, но работал над окончанием текущих объектов.

Крипта колонии Гуэлья

Слово «колония» вовсе не несёт нагрузку «исправительно-трудовой». Что это такое можно прочитать на канале Дзен Архитектура .

Крипта, в данном случае, означает нижний этаж церкви, строительство которой Гауди начал в 1908 году и завершил ее в 1914 году по заказу своего друга и мецената Эусеби Гуэлья. Архитектору было поручено обеспечить культурную и религиозную основу жизни городка рабочих, занятых на производстве промышленника.


Интерьер крипты церкви в колонии Гуэлья. Колонны сделаны из базальта, кирпича и известянка в зависимости от нагрузки.

Следуя своим принципам, Гауди органично вписал церковь в ландшафт местности. Для интерьера он спроектировал удивительные скамейки из дерева и железа, отразив свои корни потомственного кузнеца.

Более подробно о шедевральной крипте колонии Гуэль , если интересно, читайте на канале Дзен Архитектура.

Блеск и нищета архитектора Гауди

Денди в молодости, гурман и театрал, разъезжающий в собственном экипаже, в зрелом возрасте стал вести аскетичный образ жизни. 7 июня 1926 года его, 73-летнего старика, одетого в поношенный костюм и без документов, сбил трамвай. Не зная, что это великий архитектор, пострадавшего отвезли в больницу для нищих. На следующий день капеллан (главное творение Гауди, которому он посвятил более 40 лет) нашёл его и перевёз в другую больницу. Но лучшие доктора оказались безсильны.

Архитектуру Антонио Гауди, его дома в Барселоне, ставшие всемирным наследием человечества, Вы узнаете даже, если совсем не знакомы с его творчеством. продолжают строить и к 2026 году надеются завершить.

Падрес Эсколапиос. Из-за болезненности у Гауди было не так много друзей, ближайшие — Тода и Рибера. Вместе с ними он мечтал восстановить Поблет. Слабое здоровье сделало доступным для Антонио всего одно развлечение — прогулки, и страсть к ним он сохранял всю жизнь. Не имея возможности играть с детьми, юный гений открыл для себя мир природы, ставший его вдохновителем при решении самых сложных архитектурных задач.
Во время учебы в школе у Гауди проявляется художественный талант. Он расписывает кулисы школьного театра. А в 1867 году в школьном еженедельнике «Эль Арлекин», вышедшем тиражом всего 12 экземпляров, публикуется несколько рисунков гения. В 1968 году архитектор заканчивает школу.
С 1869 по 1874 Гауди переезжает в Барселону и проходит архитектурные подготовительные курсы в Барселонском университете на Естественнонаучном факультете.
Обучение и становление
В 1870 году планируется реставрация монастыря Поблет, о которой так мечтал Гауди. Архитектор разрабатывается для настоятеля эскиз герба.
В 1873 году Гауди поступает Провинциальную школу архитектуры в Барселоне. В 1876 году умирает старший брат и мать архитектора. К моменту окончания школы архитектуры в 1877 году создано огромное количество эскизов и проектов: причал для судов, Центральная больница Барселоны, ворота кладбища.
Вплоть до 1882 года, пока Гауди трудился чертежником под началом Франциско Вильяра и Эмилио Сала, он изучал ремесла, создавал мебель для собственного дома и выполнял другую мелкую работу. За это время участия в конкурсах не приносили результатов.
В 1878 году Гауди, наконец, заметили, и он получает первый общественный заказ — уличный фонарь Барселоны. Уже в 1879 году проект был реализован.
15 марта 1878 года Гауди становится дипломированным архитектором. В этом же году поступает заказ от Эстеве Комелья на оформление витрины магазина перчаток. Результат привлек внимание промышленника Эусебио Гуэля. Этот же период отмечен работой над проектом поселка в Матаро для рабочего кооператива, его даже экспонировали на Всемирной выставке в Барселоне.
Гауди уделяет внимание изучению старых памятников архитектуры в окрестностях Барселоны. Архитектор посещает экскурсии вместе каталонским «Центром экскурсантов», членами каталонской Ассоциации архитекторов. В это время поступает первый крупный заказ на строительство особняка от Мануэля Висенса-и-Монтанера.
В 1879 году умирает сестра Гауди — Розита Гауди де Эгеа, оставив после себя дочь. Архитектор забирает племянницу к себе в Барселону. Сам он никогда не был женат, и, по отзывам современников, из-за неудачной личной жизни на старости лет стал женоненавистником. Детей у мастера не было.
Признание и самые значимые постройки
В 1881 выходит единственная журналистская работа Гауди в газете «La Renaixenca», она посвящена выставке прикладного искусства. Закончен и печатается в типографии Хепуса проект «Обрера Матароненсе» — рабочего поселка.
В конце XIX века в Европе расцветает неоготический стиль, и архитектор приходит в восторг от новых идей. Сильное влияние на почерк оказало творчество Виолле-ле-Дюка, восстанавливавшего Нотр-Дам-де-Пари и английского искусствоведа Джона Рескина.
С не меньшим интересом Гауди изучал архитектуру Барселоны, особенно неоготические работы Жоана Марторела. В 1882 году состоялось их знакомство, гений долго находится под влиянием знаменитого испанца. Именно по протекции Марторела Антонио Гауди утвержден в 1883 году (3 ноября) архитектором Саграда Фамилия (Temple Expiatori de la Sagrada Família), после ухода Франсиско дель Вильяра. Параллельно с этим разрабатывается первый проект для Гуэля — Охотничий павильон около Ситжеса(Sitges).
В 1883 году были начаты работы над Домом Висенса (Casa Vicens). Параллельно велась постройка Эль Каприччо (Capricho de Gaudí) для Максимо Диаса де Кихано — это загородный дом в Комильясе под Сантандерой. Проекты считаются стилистическими близнецами, относятся к раннему модерну. Отличительной чертой каждого является богатый декор. Дом Висенса получился более нарядным, Эль Каприччо — скорее причудливым, что не умаляет его прелести. Работы закончены в 1888 году.
В 1884-1887 года Гауди проектирует и претворяет в жизнь конный двор и въездные ворота в Лес Кортс — поместье Гуэля. Заказ имеет по-настоящему большое значение и результаты лишь подтверждают желание промышленника сотрудничать.
Убедившись в таланте Гауди, в 1886 году Гуэль заказывает ему строительство Дворца в Барселоне. Именно Дворец Гуэля (Palau Güell) приносит мастеру известность среди буржуазии. Он превращается из обычного строителя в модного архитектора, ставшего символом «непозволительной роскоши». Игра с пространством, ведущим себя как живая материя, впечатлила заказчика. В период строительство Гауди совершил путешествие по Андалузии, а затем и Марокко в свите маркграфа Комильяса. Работы над Дворцом Гуэля завершены в 1889 году.
С 1887 по 1893 мастер задействован в строительстве Епископского дворца в неоготическом стиле в городе Асторг в Кастилии. Но здание оставалось недостроенным до 1915 года, так как архитектор из-за разногласий с капитулом в 1893 году отказался от руководства проектом.
Параллельно в 1888-1889 годах Гауди работает с готическо-крепостным проектом монастырской Школы святой Терезии в Барселоне. Приблизительно в этот же период с 1891 по 1892 год строится под его руководством Дом Ботинес в Леоне.
Выкраивая время между визитами на стройку, архитектору удается посетить Танжер и Малагу для ознакомления с участком, на котором должно было вестись строительство для Францисканской Миссии. Но проект остался неосуществленным.
В 1893 году скончался епископ Хуан Баутист Грау-и-Вальеспиноса, заказавший Гауди дворец в Асторге. Мастера пригласили создать проект надгробной плиты и катафалка.
Современники отмечают, что Гауди был ревностным католиком и строго соблюдал пост. Именно эта причина на фоне слабого здоровья вызвала серьезное ухудшение общего состояния. Процесс выздоровления был трудным и сильно повлиял на внутренний мир архитектора.
С 1895 по 1901 год Гауди возводит множество построек для Эусебио Гуэля. Долго оставалась неизвестной его причастность к хозяйственным постройкам и винным погребам в Гаррафе. Считалось, что над ними работал только его друг Франсеск Беренгер-и-Местрес.
В 1898 году Гауди создает проект церкви Колонии Гуэля, но возводит только лестничный комплекс и Крипту. Здание долго стояло недостроенным, и было завершено лишь в 1917 году. Одновременно с этим в 1898 году для промышленника Пере Мартира Кальвета-и-Карбонеля в Барселоне строится Дом Кальвет (Casa Calvet) в псевдобарочном стиле. Дом был достроен в 1900 году и получил муниципальный приз как лучшее здание года. Эта награда стала единственной при жизни Гауди.
1900 год был знаменательным для архитектора, и он проектирует скульптурный ансамбль для каталонской святыни — Монастыря Монсеррат. Рука мастера видна в оформлении алтарной часовни.
Все в том же 1900 году поступает заказ от Марии Сагес на постройку загородного дома на месте королевской резиденции Марти I. Для проекта было выбрано необычное решение — средневековый замок. Так как строительство велось на берегу Средиземного моря и на вершине холма, дом получил название «Бельесгуард», что переводится как «красивый вид». Работы окончены в 1909 году. На первый взгляд постройка, кажется, очень простой, но на самом деле Гауди соединил в ней окружающий пейзаж и мертвую конструкцию. Смесь мудехара и неоготики перекликается с Домом Висенс и Эль Каприччио.
1900 год был по-настоящему насыщенным. Гуэль заказал Гауди создание огромного парка в Грасиа, являвшегося на тот момент пригородом Барселоны. По замыслу промышленника это должен был быть английский парк, отдушина от индустриализации, и одновременно с этим стихийный романтический сад. На одном из участков впоследствии поселился и сам архитектор с племянницей. Грандиозные работы над Парком Гуэля (Park Güell) были завершены в 1914 году вместе с оформлением территории у главного входа, аллей и большой террасы. Однако не удалось реализовать масштабный замысел Гуэля о возведении нового зеленого жилого района.
Гауди одновременно работал сразу над несколькими проектами. Так, в 1901 году поступил заказ от фабриканта Миральеса на проектировку стен усадьбы и въездных ворот. С 1903 по 1914 год архитектор руководит реконструкцией собора в Пальма-де-Мальорка, создает для него интерьер.
С 1904 по 1906 Гауди реконструирует Дом Батло (Casa Batlló) в Барселоне. Текстильный магнат хотел снести старое здание, но архитектор предпочел оставить боковые стены, зато вложил в фасады и внутреннюю отделку всю свою причудливую фантазию. Это первый проект, который нельзя отнести к какому-то конкретному архитектурному стилю. Вместе с Домом Батло родился и уникальный стиль Гауди.
Как упоминалось ранее, архитектор в 1906 году переезжает в один из домов Парка Гуэля, но не по причине тщеславия, мастер был очень скромным, а из-за болезни отца. Все же 29 октября 1906 году отец Гауди умирает.
С 1906 по 1910 год ведутся работы над Домом Мила (Casa Milà) — еще одним необычным проектом. Архитектор хотел построить дом, подобный живому существу, в котором бы пространство не было статичным, а развивалось и перерождалось. Замысел Гауди вполне удался, хотя в штыки воспринимался современниками.
Слава каталонского архитектора вышла далеко за пределы страны. В 1908 году поступил заказ из Нью-Йорка на возведение отеля. Но работы закончились на этапе прорисовки эскизов, предлагающих смелое и неординарное решение. Параллельно Гауди занимался проектированием капеллы при Школе святой Терезии, но руководство учебного заведения забраковало проект. Также в 1908 году возобновляется постройка Крипты Колонии Гуэля, что в Санта Колома.
Все это время, начиная с 1882 года, идет строительство Саграда Фамилия. В 1909 году мастер решает создать временную школу для детей прихожан храма. Особенностью строения стало обилие криволинейных форм и отсутствие перегородок.
В 1910 году под эгидой Национального общества изящных искусств состоялась единственная крупная прижизненная выставка в Париже, на которой были представлены разнообразные проекты Гауди.
В 1912 году умирает слабая здоровьем племянница архитектора Роза Эгеа-и-Гауди, ей было 36 лет. В 1914 году скончался близкий друг и соратник — Франсеск Беренгер-и-Местрес. После перерыва возобновлено строительство Саграда Фамилия.

7 июня 1926 года одинокий неухоженный старик, в которого превратился великий Гауди, по дороге на церковную службу попал под трамвай. Через три дня, 10 июня, гения не стало. Он с почестями похоронен в недостроенном Храме Святого семейства — проекте всей его жизни, где можно увидеть его могилу и посмертную маску.
Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода